Как рекламщик приобщает людей к спорту в «Спортивной секции». Изображение № 1.

Фотографии

яся фогельгардт

Проект «Спортивная секция» придумали внутри рекламного бюро «Рабочее название», которое основал Игорь Сайфуллин с друзьями. «Секция» — это тренировки по разным видам спорта с разными тренерами и на разных площадках. Сначала проект существовал как закрытая группа в Facebook для друзей, потом «своих» стало больше, и для того, чтобы состоять в группе и участвовать в тренировках, потребовался взнос — 5 тысяч рублей.

Всего после нескольких тренировок на «Спортивную секцию» обратила внимание «Стрелка» и Третьяковская галерея — тренеров «Секции» попросили провести тематические тренировки. Однако проект всё равно не зарабатывал: взносов и платы за некоторые тренировки хватало только на то, чтобы поддерживать жизнедеятельность группы. Тогда основатели решили попробовать запустить интенсивные курсы по необычным видам спорта. Так, с декабря участники могли записаться на фехтование, а в феврале стартовали две группы по скалолазанию. Оборот проекта сразу вырос до полумиллиона. Сейчас создатели делают ставку на такие курсы и планируют, что к осени их будет уже десяток. The Village узнал, как «Спортивная секция» стала приносить деньги.

Спорт для своих

 ИГОРЬ САЙФУЛЛИН, ОСНОВАТЕЛЬ ПРОЕКТА «СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ»: После университета я с друзьями основал рекламное бюро «Рабочее название». Точнее, оно родилось из творческого объединения «Кое-кто» — группы, в рамках которой в студенческие времена мы устраивали вечеринки и снимали любительское видео, а со временем у нас стали появляться и коммерческие заказы.

История «Спортивной секции» началась с заказа рекламных роликов для  Volkswagen Group в 2014 году. Мы работали на жаре плюс 35 градусов, предстояло десять съёмочных смен нон-стоп, а в кадре нужно было ещё изображать зиму. Проект был интересным, но сложным. И Лена Власова, наш продюсер, а по совместительству сертифицированный тренер по йоге, решила помочь людям разгружаться — проводить йога-разминки между дублями. Мы ощутили на себе, что классно давать работающим людям возможность немного размяться.

Но дальше эту идею не развивали, пока через полгода этот опыт вдруг не вспомнили во время обсуждения новых проектов. И загорелись идеей сделать спорт для друзей силами других друзей: находить знакомых профессиональных спортсменов, которые смогут проводить занятия разными видами спорта для непрофессионалов. В нашем бюро эту идею выслушали, но спокойно — никто не кинулся заниматься проектом. А через пару дней к нам на работу пришла Аня Бордовская, у которой, как оказалось, за плечами опыт занятий кучей видов спорта. Её мы сначала взяли в бюро, а после назначили куратором «Спортивной секции». Потом я привлёк ещё одного партнёра, своего друга Владимира Удалова, который тоже очень хорошо разбирается в спортивной теме и имеет много контактов в этой сфере, а также понимает законы экономики и финансов. Так сформировалась команда, и мы за месяц обсуждений доработали концепцию.

 

Как рекламщик приобщает людей к спорту в «Спортивной секции». Изображение № 2.

 

Первые тренировки

Во-первых, мы решили, что нам нужно создать комфортную среду для занятий спортом. Людям очень часто неловко заниматься, для многих незнакомцы на тренировке — это барьер. Поэтому мы решили, что «Спортивная секция» — это закрытая история для друзей и друзей друзей. Создали группу в Facebook с ограниченным доступом и людей в неё стали добавлять очень осторожно. Во-вторых, мы решили, что для занятий будем привлекать не только разных знакомых тренеров, но и выбирать необычные площадки. То есть делать так, чтобы каждая тренировка превращалась в такую маленькую тусовочку: все бы получали удовольствие, а через это удовольствие новый опыт не казался бы людям таким страшным.

Мы собрались все вместе и накидали список знакомых, которые каким-то образом связаны со спортом или площадками. Но основная работа по их поиску лежала на кураторе Ане Бордовской. В целом, так как мы занимаемся рекламой и снимаем ролики, для нас в порядке вещей находить необычные места. С ними мы старались договариваться о сотрудничестве на условиях бартера: мы могли делать фотоотчёты с мероприятий и снимать видео, а у площадок обычно дефицит такого контента. Тренерам мы тоже не платили, искали спортсменов среди своих знакомых, которым «Секция» показалась интересным проектом. Так, первая тренировка состоялась в июле, прошла она на крыше дома Наркомфина — Лена провела занятие по йоге.

Всё происходило только в рамках закрытой группы в Facebook, участники которой могли добавить в неё своих друзей. Из-за большого количества желающих где-то в ноябре пришлось ввести модерацию: чтобы добавить друга в сообщество, участник должен был его представить, добавить фотографию, а мы решали, подходит нам человек или нет. Как правило, людей мы добавляли, потому что сам этот процесс был фильтром — никто не будет все эти этапы проходить ради малознакомых людей.

 

Как рекламщик приобщает людей к спорту в «Спортивной секции». Изображение № 3.

 

Попытки монетизации

Больших затрат у нас не было, но всё-таки они лежали на партнёрах проекта — Лене и Вове — и бюро. По итогам первого года мы потратили около миллиона рублей. Во-первых, куратор получал зарплату, и на это ушла большая часть этих денег. Плюс фото и видео, подарки, затраты на мероприятия. Например, после первого летнего сезона мы сделали вечеринку на корабле «Брюсов». С алкоголем нам помогли наши партнёры из Bacardi, но еду всё-таки покупали сами.

Львиная доля тренировок была бесплатной, за некоторые участникам всё-таки приходилось платить: иногда стоимость аренды площадки мы делили между всеми участниками. Мы старались выбивать большие скидки, поэтому такая тренировка в «Секции» получалась дешевле, чем если бы человек решил посетить её сам. Например, тренировка с лонгбордами проводилась на открытом воздухе и была бесплатной. На неё пришли 35 человек, а все доски предоставил наш партнёр-магазин «Траектория». Сейчас платных тренировок примерно две трети: шахбокс стоит 850 рублей, мини-курс по шахматам — бесплатно, лазерный биатлон — 550 рублей, синема-байк — 950 рублей, сайклинг — бесплатно, сквош — 650 рублей (притом что если бы человек пришёл сам по себе, ему бы это обошлось в 1 500 рублей минимум).

Мы стараемся постоянно менять тренеров, чтобы было всегда ощущение новизны. Но сложность в том, что обычно никто не занимается с взрослыми новичками. Обычно они работают с такими же профессионалами и часто не могут перестроиться. «Чему я могу их научить за одну тренировку?» — самый частый вопрос. В неделю у нас в среднем три-четыре тренировки (в будни около восьми вечера и в выходные утром) — и всё это разные виды спорта. Ещё с этого года у нас есть регулярная бесплатная йога для участников клуба — три раза в неделю в восемь утра. Тренерам мы платим, делим затраты между участниками — точно так же, как и с оплатой площадки. К нам ходят горожане 25–30 лет, большая часть — девушки. Сфера их деятельности совершенно разная: медиа, реклама, архитектура, финансы и юриспруденция.

 

 

Взнос

В декабре, когда группа стала трещать по швам, у нас были бесконечные листы ожидания, мы решили, что пора скинуть со своих плеч часть затрат. И в конце 2014 года решили, что вводим клубную систему с полугодовым взносом в 5 тысяч рублей. Заплатив его, люди могут ходить как на бесплатные, так и на платные тренировки. Сейчас в среднем 150–200 человек платят взнос, но цифра эта плавающая и зависит от сезона, а в целом в клубе около тысячи человек.

В прошлом году мы успели посотрудничать со «Стрелкой» — устраивали спортивные ивенты на урбанистическом форуме. Третьяковская галерея пригласила нас провести в своём дворе утреннюю тренировку, когда открывала экспозицию «Физическая культура в искусстве 1920–1930-х годов». В целом нам нравится история соединения спорта и культуры, то есть физическая культура в прямом смысле: с самого начала мы не хотели быть про подкачку жопы или правильное питание. Все эти мероприятия позволили нам немного, но заработать — около 400 тысяч рублей.

 

Как рекламщик приобщает людей к спорту в «Спортивной секции». Изображение № 4.

 

Новое направление

На тренировках мы совсем не зарабатывали, а взнос уходил на нужды «Секции» (и даже этого было недостаточно). Мы решили, что нужно всё-таки как-то заработать на проекте, но брать деньги с друзей нам не хотелось, поэтому обратили внимание на корпорации. Идея была в том, чтобы делать маленькую «Секцию» для компаний. То есть когда сотрудникам какой-нибудь большой фирмы не дарят абонемент в тренажёрный зал, а создают внутреннюю систему оповещения, в которой анонсируются разные тренировки. Люди могут ходить на то, что им нравится, общаются внутри коллектива, и, например, айтишник может познакомиться с менеджером, с которым они бы не пересеклись по работе. Всё это устраивали бы мы. Прошлой осенью мы вели переговоры с предполагаемыми клиентами, но до сих пор из этого так ничего и не вышло. Корпорации мыслят другими категориями: KPI, затраты, бюджеты. И в итоге мы решили не дожимать эту тему — наверное, просто среди нас не нашлось человека, который этим бы горел.

Но пути монетизации всё-таки было нужно искать. Так в ноябре родилась идея сделать интенсивные курсы по необычным видам спорта — то, чему не учат в школе, и, скорее всего, никто это не пробовал во дворе. За декабрь сделали лендинг и собрали первый курс — две группы по 12 человек на фехтование. Курс состоял из восьми занятий и стоил 11 890 рублей. Собирая группу, мы не только проводили тренировки, но и старались сделать фокус на общение: дарили участникам подарки, приглашали на мастер-классы, присылали по почте дополнительную информацию про фехтование. То есть на месяц просто погрузили людей в этот вид спорта.

В феврале эта группа отучилась, а наш оборот за это время увеличился до полумиллиона. Мы поняли, что идём в правильном направлении. Сейчас запустили группу по скалолазанию и прыжкам в воду, в апреле будет группа по сквошу. Плюс сейчас мы хотим протестировать смешанные курсы, такие как «сайклинг+йога», «бокс+балет». Сейчас тестируем то, как люди на это реагируют. Например, по ощущениям, всем комфортнее заниматься в один выходной день и в один рабочий. Но, думаю, начиная с мая уже актуально занять тренировками два будних дня, а выходные провести более расслабленно. Так, до осени запустить хотим курсы, которые будут идти регулярно и параллельно в нескольких группах.

 

Как рекламщик приобщает людей к спорту в «Спортивной секции». Изображение № 5.

 

Планы

Недавно для своего закрытого клуба мы устраивали выезд в «Розу Хутор», катались на сноубордах и лыжах. Такой формат мы пока тестируем, но думаю, что летом съездим на Азовское море, соберём группу для занятий яхтингом и виндсёрфингом. Плюс у нас есть небольшое начинание, которое мы запустим этим летом в очень осторожном режиме — собственная площадка на Истре в Подмосковье под кодовым названием «Лагерь». Там можно будет жить и заниматься спортом или приезжать в выходные на разные мероприятия. В инфраструктуру пока вложимся по минимуму, обеспечив только самым необходимым, например площадками для кемпинга, душем, туалетом, раздевалками, фуд-кортами и так далее. Партнёры, которые владеют землёй в этом районе, у нас уже есть. Сейчас мы на этапе переговоров с ними и спортивными брендами, которые мы хотим привлечь.

По нашему комьюнити я могу сказать, что да, где-то ребята начали экономить. Они сокращают расходы на то, что не видно другим. Например, диван ты себе не купишь, зато на рестораны, тусовки и активный отдых продолжаешь тратить столько же. Более того, я вижу, что у людей происходит сдвиг в предпочтениях — от материального к опыту и экспириенсу.