Каждую неделю H&F штудирует одну бизнес-книгу и выбирает из неё интересные моменты. На этот раз мы прочитали книгу Ицхака Адизеса, посвящённую различным стилям управления компанией. По мнению Адизеса, идеальный менеджмент компании должен выполнять четыре функции: быть производителем, администратором, предпринимателем и интегратором. А что бывает с организациями, управленцы которых владеют только одной функцией и пренебрегают остальными? Адизес приводит четыре примера неправильного менеджмента и даёт рекомендации каждому такому типу управленца.

Ицхак Адизес «Развитие лидеров». Изображение № 1.

 

Ицхак Калдерон АДИЗЕС

Бизнес-консультант, писатель, один из ведущих экспертов в области менеджмента и эффективности организаций. Президент Adizes Institute.

Герой-одиночка

Ицхак Адизес «Развитие лидеров». Изображение № 2.

Выяснив, в чём состоит задача, этот тип превращается в образцового солдата. Он добьётся, чтобы работа была выполнена. В этом его достоинство: он верен, предан и патологически исполнителен. Он сосредоточен на том, что нужно сделать. Как, кто и даже зачем его не интересуют. «Давайте, ребята, пора действовать. Не будем тратить время попусту». Пока он чем-либо занят, он не задумывается над тем, делает ли то, что следует. Он работает в поте лица: появляется на службе первым и уходит последним. Свою ценность для организации он измеряет напряжённостью своего труда. Его стол завален бумагами, и хотя герой-одиночка трудится не покладая рук, он всё время отстаёт и жалуется, что день слишком короток. Если, придя на работу, он обнаружит, что ему нечем заняться, он будет в панике. Он должен всегда быть при деле. Его пристрастие к работе сродни алкоголизму. Если вы скажете ему: «У меня возникла проблема, что мне с ней делать?», он ответит: «Оставьте материал у меня на столе». Чем труднее проблема, тем выше вероятность такого ответа. Герой-одиночка бесхитростен и простодушен, он фиксирует своё внимание только на краткосрочных результатах. Он мечется от одной задачи к другой, считая, что чем больше он суетится, тем лучше работает. Герой ненавидит неопределённость, альтернативы. Ему хочется, чтобы всё было просто и происходило немедленно. Его подчинённые слоняются без дела и опаздывают на работу. Им по большей части отводится роль зрителей или мальчиков на побегушках, выполняющих короткие задания, но не имеющих долговременных обязанностей.  

Рекомендации

Научитесь говорить «нет». Приятно быть незаменимым, но это может погубить вас. Взвалив на себя слишком много, вы сделаете меньше, чем можете.

Перестаньте суетиться. Оглянитесь вокруг, найдите время осмыслить происходящее, стройте планы на будущее.

Не совершайте опрометчивых поступков. Иногда «возможно» лучше, чем «да» или «нет».

Уделяйте внимание не только решению, но и процессу. Не торопитесь, сначала научитесь правильно выстраивать процесс и делать его более эффективным.  

Окружив себя мальчиками на побегушках, вы не облегчите себе жизнь. Нанимайте людей, которые готовы выполнять работу, и доверяйте им, несмотря на то, что их стиль отличен от вашего.

 

Бюрократ

Ицхак Адизес «Развитие лидеров». Изображение № 3.

Если героя-одиночку интересует что, то бюрократа волнует как. Он тратит уйму времени на детали и правила. Он придаёт огромное значение форме, числу и упускает из виду общую картину. Он не любит рисковать, боится опозориться, приняв неправильное решение. Ему хочется надёжности и порядка. Он мечтает, чтобы всё было безупречным, и его перфекционизм может загубить компанию. Он управляет с помощью директив, обычно в письменном виде. Бюрократам свойственна мания составления инструкций: всё документируется, для любого процесса составляется детальное описание, организация не может и шагу ступить без письменного распоряжения. Управленцы этого типа часто впадают в «аналитический паралич» — ситуацию, когда бездействие обходится дороже, чем любое действие. Он не гибок, и ему сложно пересмотреть решение на этапе внедрения, даже если необходимость изменений очевидна. Он оценивает качество своего труда по тому, насколько успешно он контролирует систему, пресекает нарушение правил и сводит к минимуму неопределённость. Он берёт на работу себе подобных — людей исполнительных и безынициативных. Их ещё называют канцелярскими крысами. Все они вовремя уходят домой и не любят перемен.

Рекомендации

Форма не всегда порождает функцию.

Неопределённость — не самое страшное. Бездействие в эпоху перемен хуже неопределённости. Ваше нежелание рисковать мешает организации развиваться.

Вы в курсе любых затрат, но не имеете представления о ценности, которая менее определённа, но от того не менее значима.

Не всё, что ломается, следует чинить. Вы не можете контролировать абсолютно всё, пользуйтесь своей властью разумно. Расставьте приоритеты и не требуйте безупречности в менее важных вопросах.

Сосредоточьтесь на действительном и поменьше беспокойтесь о требуемом.

 

Поджигатель

Ицхак Адизес «Развитие лидеров». Изображение № 4.

Этот тип наиболее характерен для предпринимателей. Ему не столько важно, «что» и «как», сколько «почему бы не». Преобразования. Идеи. Он умеет воодушевить людей, он обаятелен, предприимчив и полон энергии. Только вот его приоритеты и интересы постоянно меняются, а значит, он никогда не бывает доволен работой сотрудников. Поджигатель обожает хаос. Он стремится к максимальному краткосрочному эффекту и добивается желаемого, создавая кризис. Детали он игнорирует. Он пишет масштабное полотно крупными мазками, видит целостную картину, но не замечает мелочей. Сверху ему всё кажется простым и понятным. Поджигателем движут эмоции, он испытывает острую потребность создавать новое, а это нередко предполагает разрушение старого. Он творит на бегу и часто противоречит самому себе. Он переключает внимание с одного на другое, меняет цели и не понимает, что очередная идея обесценивает предыдущие. Его занимают не столько результаты, сколько процесс и новизна. Поджигатель не умеет планировать и реалистично оценивать бюджет. Он увлечён перспективами, но не замечает реальной опасности. Он генерирует идеи и ждёт, что остальные придумают, как их реализовать. Если от него требуют конкретики, он выходит из себя. Он любит аплодисменты и восхищённых слушателей, поэтому часто окружает себя слабыми людьми. Его подчинённые знают, что критиковать идеи босса в открытую нельзя, поэтому мирятся с явно бессмысленными заданиями.

Рекомендации

Не пытайтесь прожить жизнь за один день. Пытаясь охватить многое, вы останетесь ни с чем.

Иногда вы говорите слишком эмоционально, быстро и непоследовательно. Проверяйте, правильно ли люди поняли то, что вы хотели до них донести. Попросите их пересказать вашу идею.

Не спешите делиться своими мыслями, чтобы сотрудники не воспринимали любую вашу идею как руководство к действию.

Ясность требует внимания к деталям. Принимая решение, не будьте поверхностны.

Разливаясь соловьём на собрании, помните, что другие тоже имеют право голоса. Воспринимайте других как полноправных участников происходящего, а не как зрителей вашего спектакля.

 

Горячий сторонник

Ицхак Адизес «Развитие лидеров». Изображение № 5.

Такого управленца интересует вопрос «кто». Он обладает непревзойдённой способностью приспосабливаться. Ведёт переговоры, добиваясь видимости согласия, но не решая глубинных проблем, которые породили конфликт. Если у него есть свободное время, он проводит его, общаясь с людьми, выслушивая жалобы. Он любит сплетни и интересуется всем, что происходит в офисе. Он крайне неохотно принимает определённую точку зрения и изо всех сил откладывает принятие решений, дожидаясь консенсуса. А такие проволочки дорого обходятся компании. Он не умеет добиваться целей, тратя все силы на поиск компромисса.

Рекомендации

Перестаньте беспокоиться о том, что скажут люди. Как бы вы ни поступили, они что-нибудь да скажут.

Тому, кто плывёт по течению, не быть лидером. Одна из важнейших функций управленца — действовать, и часто — вести за собой.

За бурными дебатами не всегда стоят разногласия. Не мешайте выражению разнообразных мнений. Без конфликтов не бывает изменений.

Не раскрывая карты, вы можете проиграть. Не зная, что у вас за душой, сотрудники перестанут вам доверять. Говорите то, что думаете.

Чувства людей важны, но есть вещи и поважнее. Задача управленца — не стать популярным, а добиться результата.  

Книга предоставлена издательством «Альпина Паблишер».