Стресс-тесты используются экономистами для определения устойчивости системы (компании) в условиях превышения пределов нормального функционирования. С их помощью мы проверяем известные инновационные* компании на устойчивость и перспективность их бизнеса. Оценка построена так: сначала мы рассматриваем декларируемые компанией результаты и прогоняем их через семь важных критериев, признанных успешными инвесторами. Затем рассматриваем три актуальных риска данного бизнеса и готовность акционеров и топ-менеджмента их минимизировать. После чего суммируем баллы и выносим итоговую оценку.

Мы исходим из того, что речь идёт о стратегической инвестиции, то есть игре вдолгую. Наша задача: дать реальный, независимый взгляд на компании, чьи перспективы кажутся очевидными, а не посоветовать, в какие бумаги срочно вкладываться.

* Под инновационными мы понимаем компании, которые изобретают новые модели, продукты, технологии, открывают новые рынки, опираются на свои разработки и оригинально выстроенные процессы и бизнес-культуру.

 

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 1.

 

«ВКонтакте»

Социальная сеть «ВКонтакте» основана в 2006 году Павлом Дуровым, Вячеславом Мирилашвили и Львом Левиевым. На данный момент является вторым по популярности в России интернет-ресурсом. 48% «ВКонтакте» принадлежит фонду UCP, а Mail.Ru Group владеет 52%. В конце 2013 года при продаже Дуровым своей доли Ивану Таврину (впоследствии перепродал её MRG) компания была оценена в $3–4 млрд.

 

1. Как компания развивалась в последние годы?

Из года в год посещаемость «ВКонтакте» растёт довольно быстрыми темпами. Так, за последний год, с марта 2013 года по март 2014-го, суточная посещаемость сайта в России выросла с 47 млн посетителей до более чем 60 млн (+28%).

В последние годы «ВКонтакте» проявила себя как гибкая и быстрая компания — соцсеть становилась удобнее для пользователей, часто выпускала обновления и предлагала новые сервисы, вовремя отреагировала на миграцию пользователей с десктопной версии на мобильные приложения.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 2.

 

2. Насколько успешно компания конкурирует
с другими игроками на рынке?

Компания — лидер на российском рынке соцсетей, хотя её преимущество не является подавляющим. У ближайшего конкурента, «Одноклассников», — 45 млн посетителей в сутки. При этом количество пользователей, использующих «ВКонтакте» в качестве единственной соцсети, растёт, а количество пользователей, пользующихся исключительно «Одноклассниками», падает.

«Пиратский» контент, который легко доступен в соцсети, является одновременно и конкурентным преимуществом (работает на рост трафика), и тормозящим развитие фактором (снижает стоимость компании и отрицательно влияет на репутацию сервиса). Впрочем, менеджмент убедил правообладателей, что готов решать вопрос присутствия их контента в сети выгодным для них образом.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 3.

 

3. Каково качество менеджмента компании?

В последнее время команда претерпела значительные изменения. 1 апреля 2014 года стало известно, что Павел Дуров покинул пост генерального директора. Ранее, в январе 2014 года, из «ВКонтакте» ушли замгендиректора и финдиректор. На их место пришли выходцы из группы компаний Алишера Усманова. Пока сложно предположить, насколько эффективной будет новая команда менеджеров.

Можно лишь констатировать, что опыта управления социальными сетями, а также разработки мобильных продуктов, у неё нет. В частности, Дмитрий Сергеев, вице-президент «ВКонтакте», пришёл из «Коммерсанта», в котором полтора года резал издержки и решал операционные задачи, а не создавал новые продукты.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 4.

 

4. Есть ли у компании чёткая стратегия развития
и насколько она обоснованна?

С уверенностью можно сказать, что стратегия «ВКонтакте» изменится с приходом новой команды менеджеров. 2014 год будет во многом определяющим для выработки стратегии развития. Пока акционеры декларируют, что приоритетом станет монетизация сервиса, что является разумным направлением деятельности на текущей стадии жизненного цикла «ВКонтакте». Летом 2014 года планируется запуск мобильной рекламы в соцсети.

Вероятно, в данный момент начинается новый этап в развитии компании, который может завершиться выводом компании на IPO. Также одним из приоритетов может стать международная экспансия «ВКонтакте». Успех зависит от фигуры нового СЕО, до назначения которого трудно оценивать стратегию.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 5.

 

5. Какова динамика финансовых показателей?

В 2012 году выручка «ВКонтакте» составила $172 млн. Пока данные по финансовым показателям в 2013 году не опубликованы, но есть все основания полагать, что рост выручки в 2013 году будет двузначным и, скорее всего, превысит $200 млн.

Однако оценка соцсети в $3–4 млрд с текущим показателем выручки представляется несколько завышенной: показатель EV/Sales у «ВКонтакте» намного выше, чем у Mail.Ru Group, Facebook и других сопоставимых технологических компаний.

Если сравнивать по показателю выручки с одного пользователя (average revenue per user), «ВКонтакте» проигрывает Facebook ($0,8 vs $1,7). Также Илья Щербович из UCP сообщал, что ARPU «ВКонтакте» в 2,5 раза ниже, чем у главного конкурента в России — «Одноклассников». Дуров выдвинул контраргумент: капитализация соцсети зависит в первую очередь от роста количества пользователей продукта и его суточной аудитории. Активная монетизация может ухудшить user experience и остановить рост этих показателей.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 6.

 

6. Есть ли долгосрочные перспективы?

Консолидация на рынке социальных сетей общего профиля будет продолжаться, и «ВКонтакте» может попытаться выдавить «Одноклассников» с рынка и стать монополистом. Впрочем, нужно держать в уме, что «Одноклассники» принадлежат Mail.Ru Group и, во-первых, менеджмент ОК может развивать продукт так, что он вовсе не окажется отсталой соцсетью общего профиля, а во-вторых, ОК сама может съесть ВК.

Опять же, важным этапом в жизни компании будет избрание нового генерального директора вместо Павла Дурова. Весьма вероятно, что к моменту выхода «ВКонтакте» на IPO (через несколько лет) пик капитализации социальных сетей будет пройден, поэтому акционеры не смогут рассчитывать на такой же высокий показатель ROI, как сейчас.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 7.

 

7. Лидер

Вплоть до вхождения фонда UCP во «Вконтакте» в 2013 году Павел Дуров имел почти полную свободу действий в разработке и реализации стратегии по развитию соцсети. Ценности и философия компании сложились под влиянием либертарианца Дурова. Его называют жёстким и эксцентричным руководителем, но такой стиль управления подходил компании. Лидерство Дурова также имело большое влияние на пользователей, во многом он сформировал своё поколение и дал ему инструмент самореализации.

Сейчас Дуров уходит развивать быстро набирающий популярность мессенджер Telegram и становится успешным серийным предпринимателем. Он доказал, что обладает глобальным видением рынка коммуникационных продуктов и является харизматичным лидером. Безусловно, уход Дурова будет серьёзной потерей для компании.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 8.


8. Рыночный риск: конфликт акционеров

После продажи 48% акций Мирилашвили и Левиевым фонду UCP в компании обострился конфликт. UCP обвиняла Дурова в растратах и в использовании мощностей «ВКонтакте» для разработки и запуска Telegram. В свою очередь, Mail.Ru Group обвиняет в нечистоплотности и фальсификациях Илью Перекопского, бывшего топ-менеджера «ВКонтакте», и готовится обратиться в суд после окончания аудиторской проверки в компании.

Возможным выходом из этого конфликта может стать консолидация всех акций компании в руках Mail.Ru Group. В конце марта UCР заявил о готовности продать свою долю холдингу Алишера Усманова, но пока компании ещё не договорились о цене. Пока голоса в совете директоров разделены между UCP и Mail.Ru Group поровну, что может затормозить развитие компании.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 9.

 

9. Риск: доверие пользователей

К настоящему моменту компания подконтрольна лояльному власти миллиардеру Алишеру Усманову. Это вызывает беспокойство за независимость менеджмента сети от политического влияния — например, если Дуров рассматривал запросы силовых органов о закрытии оппозиционных групп через призму их обоснованности и только после этого совершал все законные процедуры, то новый менеджмент может оказаться более гибким в этих вопросах. При этом пользователей волнует защищённость их личных данных и сведений об их действиях в соцести.

Если всплывут факты передачи такой информации правоохранительным органам во внесудебном порядке, это нанесёт ущерб репутации сервиса и, как следствие, повлечёт за собой отток пользователей. Принципиальность Дурова в вопросах свободы распространения информации выступала позитивным фактором для развития экосистемы соцсети.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 10. 

 

10. Риск: непопулярность социальных сетей общего профиля

Соцсети выходят на IPO, что, несомненно, радует акционеров, но также добавляет бюрократии в управление и убавляет гибкость компании. В последние два года соцсети теряют внимание аудитории — в развитых странах пользователи проводят в них всё меньше времени. В 2013 году наметилась тенденция к исходу американских тинейджеров из Facebook — молодёжь предпочитает Snapchat и другие мессенджеры.

В России эти изменения будут происходить с некоторым временным лагом, но российские школьники также последуют примеру американцев и переключатся с «ВКонтакте» и других соцсетей общего профиля на более динамичные нишевые мобильные сервисы.

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 11.

 

  

3

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 12.

7

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 13.

  

 

Стресс-тест: «ВКонтакте». Изображение № 14.

 

 

Вердикт:
стресс-тест не пройден.