Стресс-тесты используются экономистами для определения устойчивости системы (компании) в условиях превышения пределов нормального функционирования. С их помощью мы проверяем известные инновационные* компании на устойчивость и перспективность их бизнеса. Оценка построена так: сначала мы рассматриваем декларируемые компанией результаты и прогоняем их через семь важных критериев, признанных успешными инвесторами. Затем рассматриваем три актуальных риска данного бизнеса и готовность акционеров и топ-менеджмента их минимизировать. После чего суммируем баллы и выносим итоговую оценку.

Мы исходим из того, что речь идёт о стратегической инвестиции, то есть игре вдолгую. Наша задача: дать реальный, независимый взгляд на компании, чьи перспективы кажутся очевидными, а не посоветовать, в какие бумаги срочно вкладываться.

* Под инновационными мы понимаем компании, которые изобретают новые модели, продукты, технологии, открывают новые рынки, опираются на свои разработки и оригинально выстроенные процессы и бизнес-культуру.

 

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 1.

 

«Сибирь»

Авиакомпания «Сибирь» (бренд S7 Airlines) основана в 1992 году. Осуществляет рейсы более чем в 80 пунктов назначения более чем в 30 странах. Доля «Сибири» на российском рынке — около 10%. В компании работает 2 500 сотрудников. Основными владельцами являются супруги Владислав и Наталья Филёвы (97% акций, через S7 Group).

 

1. Как компания развивалась в последние годы?

На российском рынке компания занимает четвёртое место по количеству перевезённых пассажиров после «Аэрофлота», «Трансаэро» и «ЮТэйра». На деятельности «Сибири» сильно отразился финансовый кризис 2008 года, компания была вынуждена привлечь большое количество заёмных средств для того, чтобы выжить. Компании удалось справиться с последствиями кризиса, а в 2013 году S7 Group выиграла торги и выкупила 25,5% акций «Сибири» у государства.

После этой сделки независимости компании практически ничего не угрожает.

Компания последовательно заботится об обновлении авиапарка — сейчас у «Сибири» один из самых молодых авиапарков в отрасли.

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 2.

 

2. Насколько успешно компания конкурирует
с другими игроками на рынке?

В 2013 году пассажиропоток «Сибири» увеличился на 11,6% — до 7,084 млн человек, а пассажирооборот на 9% — до 14,2 млрд пассажирокилометров. Эти показатели росли более низкими темпами, чем в среднем по отрасли. Cтратегия ограниченного роста была выбрана менеджментом намеренно.

Компания решила сосредоточиться на повышении качества услуг — «Сибирь» занимает первые места в рейтингах безопасности, качества обслуживания пассажиров, пунктуальности. В 2010 году S7 Airlines, в которую входит «Сибирь» и дочерняя авиакомпания «Глобус», вошла в альянс авиаперевозчиков Oneworld (кроме неё в России только «Аэрофлот» является участником альянса).

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 3.

 

3. Каково качество менеджмента компании?

Супруги Владислав и Наталья Филёвы, основатели и акционеры S7 Group, успешно прошли вместе с компанией несколько тяжёлых кризисов и приобрели массу ценного опыта. Авиакомпания выжила в столкновениях с «Аэрофлотом», научилась лоббировать свои интересы в различных министерствах, а также отстаивать свои интересы в отношениях с кредиторами. Филёвы хорошо дополняют друг друга в плане управления компанией.

В «Сибири» супруги добились высокого качества в бизнес-процессах и современных стандартов управления. Компанией управляет сработавшаяся команда профессионалов. Владимир Объедков занимает пост генерального директора компании на протяжении пяти лет, а работать в «Сибири» начал ещё в 2000 году.

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 4.

 

4. Есть ли у компании чёткая стратегия развития
и насколько она обоснованна?

«Сибирь» следует стратегии рационального роста, которая подразумевает рост на уровне 10% в год. Пока эта стратегия вполне обоснованна: компания не хочет жертвовать качеством или брать на себя чрезмерные финансовые риски ради быстрого увеличения своей доли на рынке.

Тем не менее в будущем компания встанет перед необходимостью изменения стратегии для того, чтобы не отстать от конкурентов, которые растут быстрее. При качественном управлении за несколько лет «Сибирь» вполне под силу отвоевать третье место у «ЮТэйра».

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 5.

 

5. Какова динамика финансовых показателей?

За 9 месяцев 2013 года чистая прибыль «Сибири» составила 669,8 млн рублей — рост на 24,7% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Чистый долг компании уменьшается довольно быстрыми темпами и сейчас составляет около 3 млрд. рублей. В данный момент «Сибирь» довольно устойчива. Динамика финансовых показателей положительная, но «Сибирь» всё ещё уступает по эффективности операционной деятельности другим компаниям (например, «Аэрофлоту»).

В 2013 году S7 Group заплатила за 25,5% акций «Сибири» 1,13 млрд рублей, но вряд ли оценку компании в 4 млрд рублей можно считать рыночной. По производственным показателям компания недооценена, и, скорее всего, в перспективе нескольких лет её капитализация существенно возрастет.

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 6.

 

6. Есть ли долгосрочные перспективы?

Авиация — это сложный бизнес с низкой рентабельностью. Но в последнее время авиакомпании научились существовать в новой реальности высоких цен на топливо. Из года в год пассажирские авиаперевозки в России растут, а на рынке авиакомпаний происходит консолидация: малые компании с маленькой долей сливаются с другими либо исчезают с рынка.

Позитивным фактором для конкурентности рынка станет приватизация «Аэрофлота». «Трансаэро», вторая компания в Росии по пассажирообороту, перекредитована и испытывает серьёзные финансовые проблемы. Всё это даёт «Сибири» множество возможностей для развития и роста.

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 7.

 

7. Бренд

В середине 2000-х на рейсах «Сибири» произошло несколько авиакатастров. В 2006 году компания сделала ребрендинг, создала бренд S7 Airlines, перекрасила самолеты в запоминающийся ярко-зелёный цвет. «Сибирь» сильно повысила свои стандарты и сейчас является одной из самых безопасных авиакомпаний России. S7, без сомнения, стал цельным и узнаваемым брендом.

Последняя рекламная акция с баннерами про перелёты между Москвой и Киевом подтверждает то, что компания использует современные методы не только в плане управления или технического оснащения, но и в процессе коммуникации со своими клиентами.

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 8.


8. Рыночный риск: долговая нагрузка

Сейчас в совете директоров присутствуют два представителя «Альфа-Банка». В 2010 году он предоставил «Сибири» пятилетний кредит в размере 8,9 млрд рублей под залог контрольного пакета акций авиакомпании. В 2015 году «Сибирь» должна будет погасить, либо реструктурировать долг, что более вероятно.

Вполне возможно, что «Альфа-Банк» попытается оказать давление на авиакомпанию, если та будет испытывать трудности с выплатой долга. Ранее финансовая организация уже стала владельцем половины компаний Sibir Technics и S7 Engineering, которые принадлежали S7 Group.

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 9.

 

9. Риск: роль государства

По закону, аэродромы в России принадлежат государству, но денег из бюджета на поддержание наземной инфраструктуры выделяется мало, поэтому она находится в плохом состоянии (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи). Устаревшее законодательство и чрезмерное присутствие государства в отрасли негативно сказываются на её эффективности и тормозят модернизацию. Бизнес «Сибири» и других авиакомпаний во многом зависит от действий властей, поэтому лоббирование интересов отрасли становится для них важной задачей. Авиакомпания принимает достаточно активное участие в этой деятельности. Так Наталья Филёва на встречах с властями пытается донести до них проблемы безопасности полётов и плохого оснащения аэродромов.

В последнее время государство идёт навстречу авиакомпаниям: недавно были приняты законы о «невозвратных билетах» и допуске иностранных пилотов на российский рынок. От этих изменений авиакомпании выгадают $1 млрд в год.

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 10.
 

 

10. Риск: пришествие лоукостеров

Тенденция к принятию законов, которые улучшают климат для деятельности авиакомпаний, неизбежно приведёт к новому пришествию лоукостеров на российский рынок. На этот раз они, скорее всего, смогут стать прибыльными и прочно обосноваться на рынке. «Добролёт», лоукостер «Аэрофлота», который начинает летать в июне, по бизнес-плану через пять лет должен будет перевозить 10 млн пассажиров в год, что является существенной долей от рынка авиаперевозок для одной компании (объём всего рынка в 2013 году — 85 млн человек). В будущем деятельность лоукостеров может оказать серьёзное давление на бизнес классических авиакомпаний.

Рано или поздно S7 Group встанет перед необходимостью запуска своего лоукостера. У холдинга есть опыт работы в разных форматах авиаперевозок («Глобус» специализируется на чартерах), поэтому компании вполне под силу обратить этот риск в возможность для роста.

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 11.

 

  

7,5

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 12.

2,5

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 13.

  

 

Стресс-тест: «Сибирь». Изображение № 14.

 

 

Вердикт:
стресс-тест пройден!