Сердечки за айфоны

Самая простая механика, которой злоупотребляют даже большие компании, — раздача бесплатных призов в обмен на то, что пользователи и их друзья, например, вступят в группу во «ВКонтакте». Очевидное преимущество — простота, сэкономит немало денег на привлечение подписчиков.

Разыгрывают в большинстве случаев, конечно, продукцию компании Apple. Айфоны, айподы и макбуки расходятся, как горячие пирожки — внезапно даже у производителя телефонов Just5. Их Facebook-акция собрала огромное количество лайков и шеров: за месяц страница подросла с 2 000 фанатов до 22 000.

Схожим образом поступила сеть фастфуда KFC — при старте сообществ на Facebook  и «ВКонтакте». Каждый подписчик получал бесплатные сэндвичи. Дарить собственную продукцию — логично (камень в огород Just5). Вы же собираете армию поклонников вашего продукта. Раздавая айфоны, вы с большой вероятностью получите людей, которым интересна продукция имени Стива Джобса, а не ваша. И заинтересовать их будет тяжелее.

Достойная механика — снижать цену товара за лайки/сердечки. Подобным пару лет назад активно занимался бренд Uniqlo на западном рынке, а сейчас это успешно используют торговцы офлайновыми товарами. Вариантов масса: цена становится ниже по достижении определённого числа подписчиков группы, с каждым лайком под публикацией, с каждым чекином на foursquare и т.д. Пользователи видят реальную выгоду, а продажи порадуют бизнесмена.

Развлекать, а не привлекать

У раздачи айфонов или ещё чего-нибудь есть обратная сторона медали. Люди придут ради конкурса, а не чтобы остаться с вами надолго. Не факт, что вы удержите их внимание дольше, чем будет длиться конкурс. Но ведь компании приходят в соцсети на продолжительное время, верно?

К вам придут и профессиональные призоловы. Те, кто 10 лет назад собирал крышечки от газировок, чтобы получить аудиоплеер, прекрасно себя чувствуют в соцсетях. От компаний им не нужно ничего, кроме подарков. Сгодится всё — от автомобиля до рулона туалетной бумаги. (Загляните на этот сайт и почитайте обсуждения промо-акций.)

Привлекая не заинтересованную в вашем продукте аудиторию, вам придётся вкладывать большие усилия в её удержание. В итоге относительная дешевизна конкурсов по сравнению c таргетированной рекламой постепенно сойдёт на нет.

 

 

 

Конкурсы — хорошее развлечение для той аудитории, которую 
вы уже собрали
и заинтересовали.

 

 

 

Функционал соцсетей не столь богат, но его достаточно для проведения несложных конкурсов. Обычно бренды предлагают отвечать на вопросы, делиться фотографиями или писать мысли на заданную тему. Большинство механик сводится к этому, а в какую историю всё это обернуть, зависит от вашей фантазии. К примеру, «Обуховская фабрика туалетной бумаги» предлагает писать «цитаты» на своей (или чужой — какая, в общем, разница) продукции и выкладывать фотографии на Facebook-страницу.

При выборе механики нужно чётко понимать IQ и EQ аудитории. На фотоконкурсах готовьтесь, что качество работ вряд ли будет соответствовать вашим эстетическим критериям. На видеоконкурсах работ может не быть: нужна очень сильная мотивация, чтобы заставить пользователей преодолеть лень.

Соизмеряйте сложность заданий и механику с тем, насколько вас любит аудитория! Фанаты брендов типа BMW готовы отвечать на вопросы администраторов просто так, не ожидая подарков и поощрений. Но BMW любят, причём давно и сильно, а вас?

Быть белым и пушистым

Соблюдение некоторых формальностей спасёт вас от общения с налоговой полицией, судебных исков или внезапного исчезновения вашей группы с лица социальной сети.

Не путайте конкурсы и лотереи!

Лотерея — почти то же, что конкурс, только победитель определяется случайным образом. Чаще всего используются генераторы случайных чисел. Наверняка в ход идёт и гадание курсором по экрану.

Если в определении победителей нет «объективного критерия» (например, решения жюри), это — лотерея! Организатор обязан зарегистрировать её в установленном законом порядке. Процедура эта не быстрая, а вот санкции со стороны ФНС будут неприятными.

Кстати, под определение лотереи подпадает пример с Just5. Грешат нарушениями и более крупные компании: микроскандал случился не так давно на страничке Промсвязьбанка.

Итого: любой гражданин может отнести заявление в налоговую — этого достаточно для возникновения проблем у организатора лотереи. Если у вашего бизнеса есть хоть госрегистрация и минимум один недоброжелатель, помните: иногда первопроходцем быть неприятно.

Пишите юридические правила

Для любого, даже небольшого конкурса с призами лучше иметь заранее написанные и опубликованные юридические правила. В них описываются все детали: сроки проведения, призы и их стоимость, механика конкурса и определения победителей, кто платит налоги с приза и так далее.

Согласно закону, у творческих конкурсов должна быть даже общественно-полезная цель! Так что, когда производитель зубной пасты дарит поездку на Мальдивы автору фото с самой белоснежной улыбкой, в правилах акции фиксируется цель — «повышение грамотности населения в вопросах стоматологии и заботы о зубах».

Индивидуальному бизнесу или небольшим компаниям вряд ли стоит волноваться насчёт визитов из ФАС или налоговой из-за некорректных правил конкурса во «вконтактовской» группе. Но эта формальность спасёт вас как минимум от недобросовестных участников, которые выкажут недовольство результатами.

Будьте осторожнее с Apple

Продукцию этой компании очень любят дарить организаторы конкурсов. Тем не менее компания официально запрещает любым третьим лицам проводить промо-акции, в которых её продукция используется в качестве призов. По слухам, Apple официально приходит в Россию, и предписания в отношении её торговых марок теперь — лишний повод задуматься.

Будьте осторожнее с Facebook

Условия использования страниц в этой соцсети запрещают проводить конкурсы непосредственно на странице. Сюрприз? Да, для россиян это новость уж который год. Любые конкурсы формально должны проходить только в приложениях, а на «стене» (то есть в «хронике») — только контент.

Спасает от этой напасти лишь незначительность российского рынка для американского офиса соцсети и слабые позиции Facebook относительно демократичного «ВКонтакте». Пока что ни одна из страниц российских компаний не предупреждена администрацией о нарушении правил, хотя подавляющее большинство нарушило пресловутые Pages Terms, и не раз.

Как делать конкурсы в социальных сетях правильно?

— По максимуму привязывайте конкурсы к вашему бизнесу. Давайте скидки за лайки, дарите вашу собственную продукцию. Придумывайте конкурсы про вас, а не про Apple.

— Не усложняйте. Даже простые фотоконкурсы или ответы на вопросы работают, если вы придумаете красивую историю вокруг них. Чем сложнее механика, тем меньше желания у пользователей участвовать.

— Конкурсы — не самый эффективный инструмент продвижения. Вам по-любому придётся рассказывать про вашу продукцию, прыгать на одной ножке, читать стихотворение с табуретки — надо чётко это уяснить. Если же вам нечего предложить, кроме конкурсов, проводите их где-то на форуме или в популярной группе на «ВКонтакте», но не заводите отдельные каналы под конкурсы.