В Москве работает около 19 800 стационарных торговых объектов, почти 7 400 — продовольственные магазины. За год в городе открылось 634 магазина, 57% из которых пришлось на небольшие продуктовые магазины у дома, чья площадь не превышает 210 кв.м. Вопреки расхожему мнению о том, что рынок захватили сетевики, на их долю пришлось лишь 175 новых торговых точек. Значит, войти на рынок продуктового ритейла человеку с улицы в принципе можно.

Здесь есть два пути: открывать магазин своими силами или купить франшизу крупного бренда. Например, обратиться в X5 Retail Group, которая развивает сеть «Перекрёсток Экспресс», продавая франшизы. Для начала работы по схеме обратного франчайзинга нужно заключить договор коммерческой субконцессии по передаче прав на товарный знак, а также агентское соглашение по реализации ассортимента. Паушальный платёж составит 295 000 рублей.

В случае самостоятельного открытия магазина придётся определиться с концепцией. Участники рынка говорят, что лучше открывать специализированные магазины, например мяса, рыбы или молочных продуктов. Они занимают меньше площади и эффективнее конкурируют с крупными игроками за покупателей благодаря более широкому ассортименту в своём сегменте.

Всего на открытие супермаркета придётся потратить около 4 млн рублей, на открытие небольшого специализированного магазина — от 500 000 рублей. Вложения могут окупиться в течение девяти месяцев.

 

Начни бизнес: Продуктовый магазин. Изображение № 1.

Помещение

Для открытия супермаркета нужно помещение площадью от 200 до 500 кв.м. Если предполагается открыть специализированный магазин рыбы, молочных продуктов или мяса, хватит 30-50 кв.м. Самые хорошие места — в деловом квартале, бизнес-центре, на пешеходных маршрутах, рядом с транспортными узлами, либо, наоборот, в жилых спальных районах. В первом случае магазин ориентирован на покупателей, заходящих в магазин во время или после работы, а во втором — на желающих купить продукты возле дома.

Цена аренды пригодного для магазина помещения разнится в зависимости от района, проходимости и площади. Она начинается от $1 000-2 000 за метр в год, место у метро будет стоить от $4 000. При этом для эффективной работы магазина ставка арендной платы не должна превышать 10% месячного товарооборота без НДС.

 

Начни бизнес: Продуктовый магазин. Изображение № 2.

Ремонт

Если магазин находится в центре или ориентирован на покупателей с доходом выше среднего, то на ремонт придётся потратить более 13 000 рублей за кв.м. Для торговой точки в спальном районе или за городом, где покупатели не будут придавать особое значение стилистическому оформлению пространства, хватит и 10 000 рублей за метр. В эту сумму входят черновая и чистовая отделка, электрика, вентиляция и канализация.

Минимальный ремонт может включать в себя просто выравнивание стен, установку перегородок и покраску. Его цена будет примерно равна месячной арендной ставке. Можно ремонтировать помещение самостоятельно, привлекая к работе родных и друзей. По словам участников рынка, многие сдаваемые под магазины помещения на первоначальном этапе в ремонте не нуждаются.

 

Начни бизнес: Продуктовый магазин. Изображение № 3.

Документы

Для начала работы продуктового магазина не требуется получать дополнительных разрешений. Достаточно зарегистрировать компанию или стать индивидуальным предпринимателем, найти помещение и послать уведомление в Роспотребнадзор о начале работы. После этого ведомство поставит вас на учёт и включит в план проверок, которые могут проводиться не чаще одного раза в три года или по жалобе покупателя.

Если планируется продажа алкоголя, то придётся заняться получением лицензии на него. Крепкий и некрепкий алкоголь лицензируются отдельно. Существуют законодательные ограничения на торговлю спиртным возле детских учреждений, а также в ночное время (в разных регионах время комендантского часа может отличаться).

 

Начни бизнес: Продуктовый магазин. Изображение № 4.

Другие расходы

Персонал

Оклады продавцов-кассиров начинаются от 15 000 рублей. В среднем сотруднику придётся платить 30 000-50 000 рублей в зависимости от его обязанностей: если сотрудник возьмёт на себя ещё разгрузку товара и уборку помещения, его оклад будет больше. Работников хорошо мотивируют бонусы за хорошие продажи и личное присутствие владельца — первое время будет полезно постоять за кассой самому. Соответственно, придётся нанять двух-четырёх кассиров, грузчика, охранника, администратора. В небольшом специализированном магазине можно обойтись лишь парой продавцов, которые будут брать на себя другие функции при необходимости.

Оборудование

Торговое оборудование, как и ремонт, может быть как бюджетным, так и дорогим. Затраты на его закупку для супермаркета могут составить от 1,5 млн рублей до 4 млн рублей. Помимо стеллажей для бакалеи в торговом зале магазина должны быть холодильные витрины и горки, овощные и фруктовые горки, стеллажи для хранения хлеба и хлебобулочных изделий, а также кассовое оборудование. Помимо торгового зала нужно будет ещё оборудовать складские помещения и комнату управляющего с компьютером и высокоскоростным интернетом.

В случае с небольшим специализированным магазином можно уложиться и в 100 000-200 000 рублей. Прилавки, столы, морозильные лари, холодильные шкафы и витрины могут быть как отечественного, так и импортного производства. Также нужно будет приобрести кассовый аппарат, заключить договор на его обслуживание и поставить на учёт в налоговой. Стоимость одной кассы — около 9 000 рублей.

Ассортимент

В случае покупки франшизы специалисты крупной ритейл-сети предложат предпринимателю оптимальный ассортимент исходя из площади и месторасположения магазина. Весь товар, кроме алкоголя, он будет брать на реализацию. Если же решено делать собственный магазин, найти оптовых поставщиков будет нетрудно. Можно также закупаться в специализированных онлайн-магазинах (об одном из них писал H&F). На пополнение ассортимента каждый месяц небольшой магазин тратит примерно 15 000 рублей. Цена товара зависит от его количества и условий поставки. К примеру, можно сэкономить, занявшись его самовывозом со склада.

Продвижение

Для того чтобы жители близлежащих домов узнали о вашем магазине, достаточно разместить наружную рекламу у входа и развесить баннеры по округе. Затраты на продвижение могут составить около 50 000 рублей. Причём любую вывеску на фасаде дома в Москве нужно регистрировать, а если она нестандартной формы, то и получать разрешение Мосархитектуры.

Благодарим за помощь в подготовке материала компанию «Экспресс Ритейл», дочернюю структуру X5 Retail Group, а также Сергея Захарова («Хариус Хаус») и Николая Бородулина

Иллюстрации: Наталья Осипова