Прежде чем открывать хостел, стоит оценить потенциал рынка. В Санкт-Петербурге, самом туристически привлекательном городе России, предложение почти сравнялось со спросом. Открывать ещё один хостел там рискованно. В Москве — иная ситуация. Участники рынка считают, что в столице мало сильных игроков, в то же время количество туристов растёт в среднем на 10-12% в год, при этом на 70% в прошлом полугодии по сравнению с первым полугодием 2012-го выросло число иностранных гостей. Не стоит забывать и о других туристических городах России: Ярославле, Вологде, сибирских и уральских городах, о черноморском регионе. Дешёвое жильё европейского уровня для туристов здесь практически отсутствует, в то время как турпоток тоже растёт

Открытие московского хостела в четырёх- или пятикомнатной квартире обойдётся в 1,5-3,5 млн рублей, в зависимости от готовности тратиться на ремонт и меблировку и наличия прав собственности на объект. Открывать хостел в квартире — самый распространённый и удобный способ в Москве. Чем меньше коек, тем ниже вероятность, что часть из них будет пустовать. В Берлине и других европейских столицах под хостелы отводят огромные здания бывших фабрик, но максимум, на что пока способны москвичи, — сделать мини-гостиницу в небольшом особнячке. Если в вашем хостеле 12 коек (одна шестиместная комната и три номера на двоих), средняя выручка в месяц может составить 300 000-400 000 рублей — в зависимости от цены проживания. Затраты на открытие такого хостела окупаются, по словам опрошенных H&F владельцев хостелов, примерно за год. 

Начни бизнес: Хостел. Изображение № 1.

Помещение

Помещение под хостел должно быть просторным, не меньше 150 м2. Арендовать трёх- или пятикомнатную квартиру в центре Москвы можно за 150 000-300 000 рублей в месяц. Стоит учесть, что хозяин, скорее всего, попросит залог за первый и последний месяцы, также придётся заплатить агентскую комиссию, если квартира ищется через риелтеров. Нелишним будет отложить сумму, равную аренде на ближайшие три месяца, пока хостел не начнёт генерировать выручку.

Если вы собираетесь открываться в собственной квартире, решите, будете ли переводить её в нежилой фонд. Гостиничные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом, могут оказываться и в жилых помещениях, но в этом случае каждый раз с каждым гостем придётся заключать договор найма, который можно оформить в стиле регистрационной карточки гостя. Обратите внимание, что перевести квартиру в нежилой фонд можно только в том случае, если она расположена на первом этаже дома (или на втором, но под ней должно располагаться нежилое помещение).

Переводя квартиру в нежилой фонд, вы избавите себя от нежелательных проверок, сможете прорубить отдельный вход через балкон или окно, повысите стоимость вашей недвижимости. Работая в квартире, вы снизите затраты на открытие хостела и будете меньше возиться с бумажками. Но придётся налаживать отношения с соседями. Люди с тонким слухом и слабыми нервами за стенкой могут разрушить ваш бизнес постоянными жалобами в милицию и кознями по отношению к гостям.

Согласно нормам СЭС, гостиницы не могут располагаться в подвальных и цокольных этажах. Специальных требований к жилым помещениям, сдаваемым внаём, нет, кроме соблюдения санитарных и противопожарных норм при предоставлении коммунальных и дополнительных услуг. При переводе квартиры в нежилой фонд под гостиницу в силу вступают правила, распространяемые на любые гостиницы. Специальных требований для малых гостиниц не существует.

Начни бизнес: Хостел. Изображение № 2.

Ремонт

На ремонт и меблировку часто уходит большая часть инвестиций, около 60-70%.

Стоит помнить, что размещение санузлов как в жилой квартире, так и в нежилом фонде должно быть спроектировано таким образом, чтобы в проекции санузлов (сверху и снизу) не находилось жилых помещений. Количество санузлов, таким образом, ограничивается возможностью выполнения требования об отсутствии жилых помещений в проекции, а также возможностью установки фановой трубы от подвала до чердака здания.

Сэкономить на ремонте можно, если прибегнуть к помощи умелых друзей. В старых домах рекомендуется поменять проводку, в том числе и для отчёта перед пожарной службой. Все изменения в конструкции помещения нужно будет согласовать в БТИ.

Не стоит делать хостел, в котором будут преобладать большие комнаты с несколькими двухэтажными кроватями. Практика показывает, что в России туристы предпочитают останавливаться в двухместных номерах, поэтому хватит одной большой комнаты на шестерых и нескольких маленьких двух-, трёх- и четырёхместных номеров. Мебель частично можно подыскать на барахолках или подкараулить момент списания из больших гостиниц.

Начни бизнес: Хостел. Изображение № 3.

Документы

Для осуществления гостиничной деятельности, как и для оказания услуг по сдаче помещений внаём, не нужно получать специальных лицензий. Достаточно зарегистрировать ИП или ООО. Налог можно платить по упрощённой схеме. Помимо требований со стороны СЭС и пожарной службы нужно ознакомиться с законом о туристической деятельности и разнообразными ГОСТами по оказанию этой деятельности.  

Начни бизнес: Хостел. Изображение № 4.

Другие расходы

Персонал

Вам потребуется нанять минимум двух администраторов, чтобы они работали в две смены (средняя зарплата — 25 000-30 000 рублей), и уборщицу. Управляющим можете стать лично вы, или же найдите надёжного человека на зарплату 60 000-70 000 рублей. 

Мелкое оборудование и постоянные расходы

Помимо собственно спальных мест позаботьтесь об оборудовании номеров закрывающимися на индивидуальные запоры шкафчиками и сейфами. В холл придётся поставить телевизор и большой диван, на кухне оборудовать всё для удобства гостей, чтобы каждый мог пожарить себе стейк. Не забудьте купить компьютер для постояльцев и установить мощный Wi-Fi-роутер.

К открытию нужно подготовить: около 100 рулонов туалетной бумаги, несколько десятков комплектов белья (из расчёта три на кровать в одну ночь) и несколько десятков полотенец. Закупите посуды в два-три раза больше, чем может потребоваться гостям: она всё равно будет разбита. Некоторые хостелы приветствуют гостей бесплатным завтраком. Закладывайте его стоимость из расчёта 200-300 рублей на человека.

Продвижение

Лучшая реклама для хостела — его присутствие в базах вроде Booking.com, «Островок.ру» и других. Попасть в эти базы нужно за несколько недель до открытия. В среднем путь от подачи заявки до размещения объявления на сайте в первый раз занимает пару-тройку месяцев. Со временем у владельца хостела появится база аккаунт-менеджеров этих площадок, с помощью которой вопросы размещения информации на сайте будут решаться быстрее.  

После оформления заказа через сайт агрегатор перечисляет деньги на счёт хостела за вычетом комиссии. Если гость платит наличными, сам хостел перечисляет деньги агрегатору. За свою работу агрегатор берёт комиссию до 20% от стоимости заказа: чем агрегатор известнее, тем он дороже. Количество дней, на которое арендован номер или место, обычно не имеет значения.

Продажи стимулируют также SEO-продвижение и активная работа в соцсетях. Дизайн сайта никак не влияет на продажи, а изменение положения информационных блоков может на них влиять. Примерно 15% гостей в хорошем хостеле — те, что уже однажды в нём побывали, поэтому важно наладить обратную связь с клиентом и сообщать ему о различных новостях и акциях, при этом соблюдая баланс и не превращаясь в спамера. Многие party-хостелы, ориентированные в основном на студентов, организовывают различные мероприятия, в которых могут принять участие как гости, так и сторонние люди: вечеринки по пятницам, экскурсии, турниры по настольным играм и т.п. 

Иллюстрации: Наталья Осипова

Благодарим за помощь в подготовке материала  сеть мини-отелей и хостелов «13», сеть хостелов «Мир», хостел TimeHome, сеть American Hostels.