«Силиконовая долина»: Стоит ли смотреть сериал про стартаперов. Изображение № 1.

 

Дарья ЧЕРКУДИНОВА

Редактор H&F

Социальная группа «стартаперы» стала настолько многочисленной и влиятельной, что попала в ситком.

Телеканал HBO анонсировал «Силиконовую долину» осенью 2013 года, над сериалом работал Майк Джадж, режиссёр и продюсер полнометражных «Бивиса и Баттхеда» и мультсериала «Царь горы». Действие комедии происходит в Пало-Альто, главные герои — молодые нёрды, клепающие свои приложения в просторных лофтах бизнес-инкубаторов. Пилот пустили в эфир 6 апреля — сразу после премьеры четвёртого сезона «Игры престолов». Если ситкому выделяют такое время, значит, на него возлагают большие надежды.

Почему бы не возложить? Во-первых, почва уже подготовлена другим суперпопулярным сериалом про нёрдов. «Теория Большого взрыва» идёт в эфире седьмой год и держится в тройке самых рейтинговых телешоу США — его опережают только викторины «Цена удачи» и «Колесо фортуны». Застенчивые физики уже обзавелись подружками и доказали, что Smart is the new sexy.

У «Силиконовой долины» нет проблем с достоверностью. Говорят, сценаристы специально ходили на экскурсии
во все технологические корпорации

 

Герою «Силиконовой долины», щуплому интроверту Ричарду, страдающему паническими атаками, не придётся объяснять зрителям, что маскулинность-2014 не в бицепсах.

Во-вторых, вопреки всем прогнозам влиятельных аналитиков, рынок IT-стартапов ещё не схлопнулся. Пока Марк Цукерберг и Марисса Майер выкладывают по миллиарду за проекты, будут находиться желающие создать next big thing. Публика интересуется предпринимателями и хорошо принимает драмы и байопики о деловых людях («Милдред Пирс», «Пираты Силиконовой долины», «Джобс»). Но достаточно ли этого для успеха ситкома?

Героями американских комедий всегда были люди самых понятных профессий — полицейские («Майк и Молли»), врачи («Клиника»), официанты и преподаватели («Друзья»). Смотреть сериал про них — всё равно что подглядывать за соседом: ситуации узнаваемые, проблемы правдоподобные, реакции логичные. HBO уже пытался поставить в этот ряд предпринимателей.

«Силиконовая долина»: Стоит ли смотреть сериал про стартаперов. Изображение № 2.

В 2010 году успешно прошёл первый сезон «Как преуспеть в Америке» о двух тридцатилетних бездарях, которым надоела наёмная работа. В начале сезона они начали шить джинсы и к его концу успешно продали первую коллекцию. Главная интрига оказалась раскрыта: у ребят без образования и навыков получилось стать модельерами, проект «полетел», дальше всё будет скучно — маркетинг, продажи, партнёры, кидалово. Рейтинги продолжения упали на 25%, а третий сезон телеканал вовсе снял с производства. 

У «Силиконовой долины» нет проблем с достоверностью. Говорят, сценаристы специально ходили на экскурсии во все технологические корпорации и наблюдали за жизнью сотрудников Google, Facebook, Yahoo!. Это помогло изобразить светлых людей в приёмной босса: «Кевин говорит: я не унижаю вас, я возвышаю вас. О, Кевин...» — и подметить любовь жителей Долины к пятипалым сандалиям Vibram. Монологи о мотивации как будто списаны из журналов Inc. и Fast Company, но зрителя наконец-то не принуждают всерьёз воспринимать беседы о том, как изменить мир под тусклой лампочкой в папином гараже.

Впереди борьба неопытного идеалиста Ричарда и его планов создать нечто великое с планами прожжённого инвестора, которому нужно заработать

 

Каждый, кто сталкивался с корпоративной культурой, почувствует радость узнавания: вот интроверт в сером худи на фоне лозунга «Настойчивость = Успех» стесняется подойти к кофеварке. Вот духовный наставник-индус самого важного босса оказывается шарлатаном и подхалимом. В общем, выясняется, что стартаперы хорошо знакомы публике и могут стать героями популярного шоу. Проблемы, кажется, есть с интригой.

Уже в пилоте Ричарда ставят перед выбором: прямо сейчас продать свою разработку компании Hooli или впустить в капитал венчурного инвестора, похожего на Питера Тиля. Ричард решает остаться хозяином положения. И тут становится в целом понятно, что будет дальше. Впереди борьба неопытного идеалиста Ричарда, мечтающего создать нечто великое, и прожжённого инвестора, которому нужно заработать. И в конце концов детище Ричарда с большой долей вероятности всё равно окажется в руках Hooli. Впрочем, это же не байопик. В ситкоме есть место для абсурда и чудес. Не зря же Элон Маск, которому пилот «Силиконовой долины» не понравился — слишком плоскими и карикатурными показались персонажи, — всё-таки дал сериалу шанс.