Так уж повелось, что о «Кинотавре» в Сочи говорят в течение всего года. Непосредственно за пару месяцев до его старта смакуют утвержденную программу и рассуждюат о перспективах российского кино. В дни его проведения обсуждают конкурсы короткого и длинного метров, прокатную судьбу отсмотренных фильмов. О фестивале снова заговаривают, когда в кинотеатрах проходят сеансы выкупленных продюсерами картин. В общем, для курорта «Кинотавр» во всех смыслах крупномасштабное событие.

На сочинский кинофестиваль (как и любой другой) привозят кино самое разное – хорошее и не очень. Фестивальное, и обращенное к более широкой аудитории. Некоторые режиссеры брали курс на новый киноязык и особую интонацию, иных устроило быть освистанными.

Итоги

«Аритмия»

режиссер Борис Хлебников

главный приз кинофестиваля «кинотавр»

Приз за лучшую мужскую роль: Александр Яценко

«Аритмию» на фестивале сразу обозначили как одну из самых сильных картин конкурса. Во-первых, потому, что это – Хлебников. Хлебникова на Кинотавре ждут всегда. В этом году он вернулся после почти пятилетнего перерыва с драмой о медиках, о нелюбви (и любви), семье и верности. Аритмия здесь – не в смысле нарушения частоты сердечного ритма, а в смысле разногласий между главными героями, которых ни больше ни меньше – любишь с первых кадров.

«Аритмия», созданная в соавторстве с Натальей Мещаниновой («Комбинат «Надежда») — картина документальная, прозрачная. Это то самое «доброе кино», в котором ровным счетом прекрасно все, от сценария до эпизодов.

«Заложники»

Режисер Резо Гигинеишвили

Приз за лучшую режиссуру

ПРИЗ ЗА ЛУЧШУЮ операторскую работу: Владислав Опельянц

Начало 80-х. Подцензурные времена советской Грузии, до распада Советов остается всего несколько лет. Молодые талантливые студенты ищут себя в условиях закрытой системы. И, кажется, у них есть все: забугорные сигареты, шмотки, пластинки. В магнитофоне – Beatles. На курилке – Сamel и Marlboro. Правильные связи, почти грузинский истеблишмент. Не хватало только настоящей свободы, цена которой оказалась слишком высока.

«Заложники» — это подлинная (рассекреченная) история о событиях 1983 года, когда шесть парней и одна девушка пытались угнать самолет с целью побега из Союза. «Террористическая акция» как форма протеста против режима. Трагедия неизбежна, участники (зачинщики) обречены. Гигинеишвили оставляет выбор за нами: сопереживать героям и их мотивам, или осуждать за романтическое безрассудство, додумывая многие события происходящего, оставшиеся за кадром.

«Теснота»

Режисер Кантемир Балагов

Приз за лучший дебют

Приз имени Даниила Дондурея гильдии киноведов и кинокритиков России

Тему несвободы на 28 Кинотавре продолжает молодой талантливый ученик Александра Сокурова. Частная драма, в которой есть ощущение тесноты и душного пространства. В фокусе живой камеры глубокие проблемы: социальные, политические, личные. Здесь история о еврейской семье в городе Нальчике на Северном Кавказе. На дворе 1998-ой. Однажды вечером младшего сына и его невесту похищают ради выкупа. Сумма для семьи непосильная. На что она готова пойти ради спасения родного человека?

Критики в один голос заявляют о высоком художественном уровне картины. «Теснота» — совершенно зрелый по замыслу и мастерски сделанный фильм, снискавший славу в международном прокате.

«Голова. Два уха»

Режиссер Виталий Суслин

Приз им. Г. Горина за лучший сценарий

Диплом гильдии киноведов и кинокритиков России

Пастух Иван Сергеевич живет в заснеженном селе. Каждое утро он убирает навоз, кормит коров, ходит в магазин за банкой коктейля, пьет у входа дома своего, ложится спать, а наутро все начинается заново. Так проходит день за днем, пока однажды ему не встречается незнакомый мужчина, приглашающий Ивана Сергеевича на хорошую работу в городе.

В основе фильма лежит реальная история. Деревня, коровы, сугробы — снимались в том самом родном колхозе Ивана, откуда он хотел сбежать. Ивана Сергеевича играет сам Иван Сергеевич. Непрофессиональный актер участвовал и в написании сценария вместе с Виталием Суслиным. «Голова. Два уха» — грустная сказка без хеппи энда, снятая на стыке документального и игрового кино, просто и старательно. Хорошая конкурсная картина о том, как провинциальное сознание становится главным инструментом мошенников в циничном и безжалостном городе.

«Блокбастер»

Режиссер Роман Волобуев

Специальный диплом жюри («за новый уровень жанрового кино»)

Эта история родилась из старых газетных заметок. У Лизы (Светлана Устинова), 33-летней уроженки Омска и ведущей программы «Спасти любовь!» не задался день. Зацепив бутылку вина, она срывается куда глаза глядят и внезапно обнаруживает себя, жующей шаурму, в подмосковных Электроуглях. Там ведущая встречается с безбашенной Наташей и становился свидетельницей (соучастницей) налёта на точку микрокредитования. С этого момента начинается полукриминальное роуд-муви, весьма смешное, остроумное и бодрое. Погони, пистолеты, бабло, наручники, махач: арт-мейнстримовая картина легко справляется с задачами легкого жанра.

«Блокбастер» (второй фильм кинокритика Романа Волобуева, решившего стать режиссером) на Кинотавре был заявлен как «чёрная анти-московская комедия по мотивам реальной истории». Бойкая продюсерская версия фильма выйдет в широкий прокат 13 июля.

«Турецкое седло»

Режиссер Юсуп Разыков

Диплом гильдии киноведов и кинокритиков России

Герой фильма Ильич (бывший «топтун», агент по наружному наблюдению в КГБ, затем ФСБ) выходит на пенсию. Одиночество и ненужность - его верные спутники. «Трагический, угрожающий, и одновременно жаждущий сострадания, понимания» характеризует Ильича Разыков.

Ильичу ставят диагноз: «Синдром пустого Турецкого седла», которое для общества опасности не представляет. Но кэгэбэшников бывших не бывает: он продолжает следить за теми, кто пробуждает в нём неподдельный интерес и любопытство.

В «Турецком седле» драма перекликается с триллером, сама картинка выстроена идеально и гладко, отдельные кадры не перегружены деталями, которые так или иначе становятся в фильме символичными. Снятая без участия государства, это картина о простых людях, разных и по-своему хороших, которые по злому року пересекаются со старым и потерянным служивым.

Статистика

28-ой «Кинотавр» в цифрах выглядит примерно так:

более 4000

ГОСТЕЙ И УЧАСТНИКОВ аккредитовал штаб фестиваля в этом году

450

ЖУРНАЛИСТОВ, представляющих различные СМИ работало в Сочи в дни проведения фестиваля


14

ФИЛЬМОВ основного конкурса (7 из них – дебюты) было показано за 7 дней кинофестиваля в зале Зимнего театра

28

ФИЛЬМОВ «короткого метра» (больше, чем когда бы то ни было) было показано за 7 дней кинофестиваля в зале Зимнего театра


9 из 14

ФИЛЬМОВ сделаны без финансовой поддержки государства

5 лет

НЕ СНИМАЛ фильмов победитель основного конкурса, режисер Борис Хлебников


младше 30 лет

возраст 5-ти режисеров, представляющих свои картины в этом году

младше 40 лет

возраст 4-х режиссеров, представляющих свои картины в этом году


12

НАГРАД за «длинный метр» традиционно было вручено на Закрытии фестиваля

14

ХИТОВ отечественного проката вошли в специальную программу «Кино на площади»

скандалы

За неделю работы на фестивале произошло всего 2 скандала. Первый – когда режиссер фильма «Блокбастер» Роман Волобуев объявил об изъятии с титров его фамилии. Второй – на пресс-конференции, посвященной фильму Кирилла Плетнева «Жги», где картину откровенно назвали беспомощной.


ФОТОГРАФии: обложка – Владимир Боев, 1 – ПРОвзгляд, 2 – Централ Партнершип