Откуда берутся билеты с ошибками

Как сэкономить на ошибке авиакомпании. Изображение № 1.

Артур Большаков

PR-менеджер OneTwoTrip

Ошибочные тарифы — явление достаточно частое, раз в месяц точно может появляться информация о суперценах куда-либо из-за ошибки авиакомпании. Из последних вспоминается июльская история покупок по ошибочным тарифам на маршрутах Москва — Сидней — Санкт-Петербург / Санкт-Петербург — Сидней— Москва с четырьмя или пятью пересадками в Азии. Улететь туда-обратно можно было от 11 800 рублей. В обычных условиях этот перелёт, даже с одной пересадкой, обойдётся от 60 тысяч. В данном случае дисконт появлялся из-за ошибки при расчёте итоговой стоимости сложносоставного перелёта с большим количеством стыковок: система просто давала сбой при сочетании некоторых частей маршрута в определённые даты.

Иногда достаточно добавить в сложносоставной маршрут перелёт, содержащий баг, который влияет на стоимость всей поездки. Например, был случай, когда можно было вылететь из любого российского аэропорта в Азию или Африку, но не совершать round trip, а вернуться в Екатеринбург — это существенно снижало стоимость всего перелёта. Так, поездка Москва — Дели — Екатеринбург обошлась бы всего в 8 100 рублей. В обычных же условиях стоимость такой поездки начинается от 28 тысяч с несколькими пересадками. Также к ошибочным тарифам относят случаи, когда система выставляет к оплате неверную сумму топливного сбора. В таких случаях чаще всего авиакомпании просят просто доплатить необходимую сумму до правильного тарифа.

Информация о таких багах чаще всего распространяется через сарафанное радио. Сначала несколько людей — нередко это продвинутые путешественники — случайно (или не случайно) натыкаются на сверхнизкие цены перелётов и рассказывают друзьям. Затем по прошествии некоторого времени информацию подхватывают форумы и площадки, специализирующиеся на тревел-хаках для самостоятельных путешественников. Обычно события развиваются очень стремительно: от момента «хака» системы до реакции авиакомпании и агентов проходит от нескольких часов до суток.

Конечно, бывает, что случается и хеппи-энд, когда авиаперевозчик полностью подтверждает покупку

Если вам удалось купить билет через подобную ошибку системы, то не стоит обольщаться: авиаперевозчик всё знает или очень скоро узнает. Конечно, реакция авиакомпаний на подобные взломы может быть различной. Так, например, в случае с указанной в самом начале ошибкой по маршрутам Москва — Сидней — Санкт-Петербург / Санкт-Петербург — Сидней— Москва перевозчик проинформировал пассажиров о том, что билеты аннулированы, а чуть позже прислал уведомления об отмене.

В другом случае АК Etihad на маршруте Испания — Австралия продавала билеты бизнес-класса и первого класса в оба конца в среднем по 315 евро, тогда как при правильных тарифах стоимость только бизнес-класса составляет не менее
3 000–3 500 евро. Сначала авиакомпания подтвердила все билеты, купленные по ошибочным тарифам, а спустя неделю вернулась к клиентам с контрпредложением. Перевозчик аннулировал билеты в одностороннем порядке с возмещением потраченных денег и выдал бонус в 250 евро. Кроме того, он предложил обменять ошибочный билет на место в экономклассе. Если же очень хотелось лететь именно в бизнесе или в первом классе, то предлагалось приобрести билеты со скидкой 35 %.

Иногда авиакомпании сохраняют билеты, но с некоторыми ограничениями. Так, однажды Etihad сохранила путешественникам билеты бизнес-класса по маршруту Даллас — Коломбо, купленные по ошибочному тарифу, но с оговорками. Так, авиакомпания уведомила пассажиров, что внесение любых изменений в авиабилеты возможно только после доплаты недостающей части денег. Также билеты исключались из различных бонусных программ перевозчика: по ним нельзя было накопить мили.

Конечно, бывает, что случается и хеппи-энд, когда авиаперевозчик полностью подтверждает покупку. Та же Etihad прошлой зимой подтвердила большое количество покупок по ошибочному тарифу на маршруте Нью-Йорк — Абу-Даби, когда можно было улететь в оба конца всего за 187 долларов (с правильным тарифом цена в четыре-восемь раз выше). Таких примеров по российским направлениям также довольно много.

Где искать такие билеты

Как сэкономить на ошибке авиакомпании. Изображение № 2.

Янис Дзенис

PR-менеджер туристического поисковика Aviasales

Чаще всего ошибочно дешёвые билеты находятся во время распродаж, когда новые тарифы загружают в GDS, — тут-то и возникает ошибка. В среднем каждый месяц встречается два-три топика вроде «Венеция — Сан-Паулу за 187 евро».
Кроме форума Винского, за ошибочными билетами следят на форуме FlyerTalk и сайтах вроде НolidayPirates. Как правило, такие тарифы всплывают на разомкнутых маршрутах вроде Москва — Стамбул — Гонконг — Манила — Гонконг — Стамбул — Берлин. И конечно, зачастую это дальнемагистральные направления.

В ситуациях, когда ошибочных билетов продаётся слишком много, авиакомпании, как правило, возвращают деньги. Именно это случилось с Etihad Airways и их знаменитой Австралией по 17 тысяч рублей. Когда ошибка стоит перевозчику не так дорого, билеты не отменяют. В конце концов, можно считать подобный тариф своеобразным промо.

Брать или не брать такой билет — зависит от пассажира. Если у вас крепкие нервы и вы готовы доказывать свою правоту (процессуальные нормы и вообще весь алгоритм описаны на форуме Винского) — вперёд. Мне ещё очень понравился совет от «Пиратов»: забронировав ошибочный тариф, не спешите бронировать всё остальное (машину, отель и прочее) — всегда нужно быть готовым к тому, что деньги вам вернут.