Максим Ноготков

Основатель компаний «Связной» и Enter

 

Я достаточно долго готовлюсь к выводу на рынок каждого нового проекта. Когда мы начинали «Связной», у нас было около 20 салонов связи в Москве, и бизнес нам был более-менее знаком. 

Мне не очень важно, чтобы сеть была больше, чем у соседа. Мне важно, чтобы она работала лучше, чем год назад. Мы никогда не гонимся за конкурентами и не сравниваем себя с ними. Единственное верное сравнение — сравнение с собой прежним. 

У нас были конфликты — с «Евросетью», когда они вели против нас «салонную войну»; с «Мегафоном», когда оператор остался недоволен результатами контрольных закупок и на время прекратил продавать контракты через наши салоны. Все эти проблемы решались менеджерами, ответственными за конкретные направления. Компания уже настолько большая и стабильная, что я имею возможность доверять людям на местах и не вникать сам во все детали.

В какой-то момент люди перестали покупать телефоны
с определителем номера, и мне пришлось искать новый товар
и новую возможность заработать.

 

Это болезненный процесс — когда в компании появляется больше 100 человек. Я хорошо это помню на примере «Связного». Многие люди из старой команды уходят, не выдерживают перестройки с семейного дружеского тона на официальный деловой. Тебе становится тяжело, ты видишь в офисе много незнакомых людей и не понимаешь, чем они заняты. К этому нужно привыкнуть.

Управленцы должны быть хорошими предпринимателями и хорошими менеджерами. С кадрами на рынке проблема, причём сложнее всего с высшим звеном: генеральными, исполнительными, управляющими директорами.

Предпринимательское чутьё обязательно нужно менеджерам, оно помогает находить нестандартные решения. Стратегией развития и «Связного», и банка занимаются их гендиректора — они должны относиться к компании как к своей.

Я год ждал, пока освободится команда Сергея Румянцева, — он создавал сеть салонов связи МТС.  Мы знали, как он работает, могли ему доверять, и никого лучше найти на рынке просто не получилось бы — поэтому и тянули с запуском сети бытовой техники Enter.

Везение играет очень большую роль. нам очень много везло
— с партнЁрами, с моментом выхода на рынок.

 

Неудачи приносят пользу, если не бояться их преодолевать. Сначала «Связной» сотрудничал с несколькими банками, занимаясь продажей их продуктов в своей сети. А вместе с банком «КИТ Финанс» мы и вовсе собирались делать отдельный проект — сеть финансовых супермаркетов. Но кризис разрушил эти партнёрства и дал нам понять, что нужно делать свой проект на банковском рынке. Было жалко всё бросить, мы видели потенциал рынка и не прогадали.

Выйти на рынок чуть позже — не страшно. Главное — сделать лучше, чем сделали остальные. А вот выйти на рынок и опередить время иногда бывает слишком болезненно: так Apple в своё время сделал первый компактный компьютер Newton и не получил признания покупателей. 

Только так: сначала заключить договоры, а потом работать. В 2008 году мы получили от МТС в управление сеть салонов связи. С одной стороны, это партнёрство не дало упасть в кризис. Но с другой, мы вели переговоры очень долго и мучительно и начали работать фактически за полгода до того, как подписали все бумаги о согласовании условий сотрудничества. Так делать нельзя. Хорошо, что нам повезло с порядочным партнёром. 

Я могу предложить людям с предпринимательской жилкой интересный вызов: работать в крупной компании и решать её большие проблемы — более интересная задача, чем руководить своей, но маленькой. Это бесценный опыт. Если бы меня позвали в огромную транснациональную компанию руководителем, я бы не стал отказываться.

 

Иллюстрация: Екатерина Чернышова
Фотография на обложке: Зарина Кодзаева