Михаил ИВАНОВ

Сооснователь издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Я предпочитаю бумажные книги. Хотя я читаю на iPad, чтобы принять решение об издании книжки. Правообладатель тратит мгновения, чтобы прислать её в электронном виде. Но это относится только к текстовым книгам, подарочные или детские книги лучше листать.

Любое издательство — это отражение личности издателя или издателей, формирующих портфель. Недавно мы начали издавать детскую литературу. У меня самого полгода назад родился второй ребёнок, да и у многих в компании появились дети. К тому же детский сегмент — один из немногих, который демонстрирует рост. Этот рынок в 10 раз больше, чем рынок деловой литературы. Хотя и на нём есть своя специфика. 

Мы стали заниматься бизнес-литературой, потому что нам это было интересно. В России мало предпринимателей, а тех предпринимателей, которые читают книги о бизнесе, ещё меньше. Мы оцениваем, что в розничных ценах рынок деловой литературы составляет 1 млрд рублей, в оптовых — 500 млн рублей. Мы занимаем около половины этого рынка.

Одной из причин успешности нашей компании стало то, что все три основателя не из издательского бизнеса. У нас не было никаких стереотипов, связанных с этим. В 2005 году мы только запускались, наша компания была самой маленькой и выпускала 12 новинок в год. Но мы делали правильные шаги и постепенно покупали других игроков — Издательство Стокгольмской школы экономики, «Альпину Бизнес Букс» и кусок «Эксмо». На рынке так и не появилось новых игроков, кто-то ушёл совсем с рынка, кто-то ослаб. Осталось несколько компаний, у которых всё нормально с бизнес-моделью.

Мне нравится работать с популярными блогерами, но есть свои сложности. Им бывает трудно объяснить, что второй раз использовать тот контент, который они использовали в блоге, не получится. Текст, который ты можешь читать как записи в блоге, плохо ложится на бумагу. Для книги его надо серьёзно дорабатывать.

Каждая активность предпринимателя в социальных сетях играет либо на него, либо против него. Если ты публикуешь только фотографии собственных детей, то вряд ли это идёт на пользу твоему бизнесу. Если ты стараешься дать какую-то ценную информацию, то это играет тебе на руку.

Предпринимателя очень сложно мотивировать на написание книги деньгами. Это хорошо, потому что из-за финансовой мотивации не пишут хороших книг. Хорошие книги появляются, только если у человека есть идеи и мысли, которыми хочется поделиться. Предприниматели обычно пишут книги, чтобы подвести какую-то черту. Мы, например, выпустили две книги Олега Тинькова. В России очень мало бизнесменов, готовых написать книжку. Люди просто боятся писать, у каждого есть свой скелет в шкафу, и они не хотят ворошить прошлое. На Западе предприниматели понимают, что чем больше тебя знают, тем лучше. У нас стараются быть в тени.

Мы не могли бы просто так взять и переместить издательство в США. Да, там рынок больше, люди в мире чаще читают книги на английском, чем на русском. Но это очень языковый рынок. Например, сейчас я знаю авторов, магазины. C американскими игроками я не знаком. Ровно поэтому в России нет зарубежных издательств. Здесь очень важен культурный слой.

Есть ряд американских бестселлеров, которые русские не хотят читать вообще. Например, книги про инновации и про лидерство. Моё ощущение, что у нас люди не думают, что этому можно научиться, это либо есть, либо нет.

Я веду здоровый образ жизни. Занимаюсь спортом, стараюсь высыпаться и правильно питаться. Сейчас я постепенно снижаю потребление мяса. У нас скоро должна выйти книжка «Китайское исследование». В ней было проанализировано 800 млн историй болезни, и выяснилось, что животный белок провоцирует ряд серьёзных заболеваний, в том числе рак.

Мы — самый большой в России издатель книг, связанных со спортом на выносливость. У нас есть книги по бегу, по плаванию, по триатлону. Это не всегда экономически целесообразно, но это то, что нравится мне. Мне нравится спорт, нравятся люди, которые им занимаются. Несмотря на всплеск интереса к спорту, люди мало читают. Они думают, что уже все знают, и предпочитают потратить время на саму тренировку.  

 Фото: Анна Галочкина