Зов Родины: Почему предприниматели предпочитают делать бизнес в России. Изображение № 1.

 

Сергей ФАГЕ

Сооснователь Ostrovok.ru

В России есть все ингредиенты для успешного бизнеса в интернет-секторе: быстрорастущий рынок, низкая конкуренция и талантливые технические сотрудники. 

В нашем случае на сегодняшний день всего 10% бронирований отелей происходят в онлайне в России, в сравнении с 60–70% в США. Это огромный потенциал роста, который перевешивает все макроэкономические проблемы и разговоры о кризисах. Конкуренция в этом сегменте предельно низка: помимо Booking.com и Ostrovok.ru, практически никого нет. Если мы сравним ситуацию с западными (или даже китайскими) рынками, то увидим, что там десятки хорошо профинансированных конкурентов борются друг с другом. В отличие от развитых рынков, здесь относительно легко найти отличных технических сотрудников: всё, что необходимо сделать, — это построить сильный HR-бренд.

 

Через 3–4 года в России будет 10–20 интернет-компаний с оценкой более $1 млрд. критики успокоятся и будут заявлять, что это было очевидно уже несколько лет назад

 

Основная критика России (бюрократия, политические риски) мне кажется в основном какой-то сенсационной истерией и рассуждениями людей, которые в принципе не в теме. В течение трёх лет работы здесь я ни разу не наблюдал существенных проблем, связанных с этим. Конечно же, если бы мы были медийным или нефтяным бизнесом, ситуация могла бы быть другой. Но с точки зрения электронной коммерции эти риски не имеют значения. 

Через 3–4 года в России будет 10–20 интернет-компаний с оценкой более $1 млрд. И тогда критики успокоятся, и все начнут громко рассуждать о том, как это было очевидно несколько лет назад.

 

Зов Родины: Почему предприниматели предпочитают делать бизнес в России. Изображение № 2.

 

Геннадий НАГОРНОВ

Сооснователь Auditorius

У нас крайне низкая конкуренция. Существуют огромные неосвоенные и невыстроенные секторы рынка. На Западе рынок на порядок более зрелый: бороться приходится с лидерами, качественными продуктами и сервисами. Там необходимо быть гением с уникальным и суперкачественным продуктом, чтобы себя проявить. В России ты можешь допускать ошибки, делать не очень качественный продукт по сравнению с западным, но его всё равно будут покупать из-за крайнего недостатка всего.

У нас развит ресторанный бизнес, но совершенно не хватает отелей. Идёт активный рост интернет-рекламы, но компаний, делающих её на должном уровне, крайне мало. Во всём остальном, что касается менеджмента, креатива и технологий, мы тоже отстаём на несколько лет.

Уровень зарплат в России намного ниже, поэтому команду здесь собрать легче. Налоговая база у нас ниже. Да и, будем говорить откровенно, есть возможность частично уходить от этих налогов. На Западе это не прокатит.

Наша власть ничего не делает для того, чтобы предприниматели могли лучше себя развивать, но мне наша страна небезразлична

 

У нас пока ещё открыта граница, а значит, мы можем спокойно приезжать на западные конференции, вдохновляться, знакомиться с интересными людьми и перенимать опыт, смотреть на новые технологии и развивать их здесь.

Наша власть ничего не делает для того, чтобы предприниматели могли лучше себя развивать. Я не уважаю нашу власть по многим причинам: она не создаёт качественную систему образования, производства у нас практически нет. Но мне наша страна небезразлична.

Я патриот — для меня очень важно вкладываться в развитие своей родины, предоставлять здесь рабочие места, а не развивать экономику другой страны. У нас здесь очень много сложностей, часто вставляют палки в колеса, но это вызов, это вдохновляет.

 

Зов Родины: Почему предприниматели предпочитают делать бизнес в России. Изображение № 3.

Зов Родины: Почему предприниматели предпочитают делать бизнес в России. Изображение № 4.

 

Марта АГЕЕВА и Юлия АБРАМОВА

Владелицы «Экскурс-бюро № 1»

Основная концепция «Экскурс-бюро № 1» — это прогулки по Москве, в которых сочетаются история и современность. Мы стремимся к тому, чтобы прогулки интересны были и москвичам, и гостям города, и экспатам.

Заработок нашего бюро не зависит от курса доллара и евро, но зависит от доходов населения. Но даже самые пессимистичные сценарии нас не пугают. Многие откажутся от посещения дорогих ресторанов, например, в пользу других интересных и адекватных по стоимости вариантов.

Есть ряд веских причин, по которым мы работаем именно здесь и не видим себя пока нигде, кроме как в России.

Самое важное — это люди. У нас в стране особенные люди,
с потребностью жить душой, требующей развития, образования, новостей, радости

 

Самое важное — это люди с потребностью жить душой, требующей развития, образования, новостей, радости. И у нас не экономят на этом. На предлагаемый нами вид досуга есть спрос, причём спрос растущий. Да и мы занимаем относительно свободную нишу.

В Европе и Америке туристический рынок отлично развит. Вы прилетаете в самый маленький город — и там есть туристическое бюро и информационный центр, предлагающий разные программы. В Москве пока таких услуг нет, поэтому дорога открыта. Есть возможность активно развернуть деятельность и в других городах. В Европе так стартовать, увы, нет возможности: вы будете всегда зависимы от образования, социального окружения, семьи, налогов.

 

Зов Родины: Почему предприниматели предпочитают делать бизнес в России. Изображение № 5.

 

Иван ПЛАСТУН

Кофаундер «Везёт всем»

Рубль падал, рубль поднимался. Ни один бизнес в мире не застрахован от такого. Сегодня в нашей стране работать и создавать своё дело очень интересно. Порой здесь бывает нелегко, но современный рынок России даёт потрясающий драйв — в нём практически отсутствует монотонность.

Мы наблюдаем, как различные сферы выходят из затяжной спячки и идут вперёд, в интернет. Мне нравится, что среди моих знакомых появляется всё больше людей, про которых можно сказать «профессионалы», «добились», «красавчики».  

В России, как верно заметил Павел Дуров, приемлемая налоговая нагрузка. При грамотном позиционировании, упорстве и умении выгодно преподнести свой продукт вероятность получить гранты и бонусы от государства или коммерческих конкурсов достаточно высока.

Мы работаем в такой большой и сложной сфере, как грузоперевозки. Этот рынок насыщен деньгами и игроками, практически не структурирован, закрыт для обычного пользователя — мало кто с ходу сможет сказать, сколько будет стоить переезд из Краснодара в Москву.

на Западе к человеку, неудачно запустившему два стартапа, доверия больше, чем к новичку, а у нас все ждут сюжетов про золушку с серебряными туфельками, полными денег

 

Обуздать этот хаос непросто, но мы планомерно движемся к «оцивилизовыванию» рынка: допускаем к торгам только перевозчиков с проверенными документами, находим для заказчиков максимально большее количество предложений. Выпустили мобильное приложение для перевозчиков. Ещё чуть-чуть, и выпустим ещё одно — уже для заказчиков. Делаем рынок максимально прозрачным.

Это большой кайф, когда твой сервис вносит в привычную отрасль что-то новое и востребованное у клиентов. Зарабатывать — приятно, приносить людям пользу — бесценно, это радость другой категории.

Разумеется, есть некоторые черты российского рынка, которые мне не нравятся. Довольно часто к ребятам до 25, делающим свой собственный бизнес, люди за 40 относятся не иначе как «пускай пацанва покуражится». Из личного опыта скажу: это часто мешает, а иногда — откровенно раздражает. Не должно быть слово «молодой» синонимом слова «глупый». Мы забываем, что негативный опыт иногда ценнее позитивного. Если на Западе к человеку, неудачно запустившему два стартапа, доверия больше, чем к новичку, то у нас все ждут сюжетов про Золушку с серебряными туфельками, полными денег. Надеюсь, что подобные «детизмы» отпадут по мере того, как будет взрослеть новое поколение предпринимателей.

 

Зов Родины: Почему предприниматели предпочитают делать бизнес в России. Изображение № 6.

 

Николай ПАШОЛОК

CEO и основатель SocialMart

Среди очевидных для нас преимуществ фокуса на российском рынке я бы отметил невысокий уровень конкуренции, быстрорастущий рынок интернет-рекламы и e-commerce, уже довольно развитое сообщество и стартап-инфраструктура, растущее внимание к ИТ-стартапам со стороны инвесторов и государства, а также концентрация талантливых технических специалистов. Также дело в специфике нашего проекта: мы плотно сотрудничаем с «Яндекс.Маркетом», и это во многом предопределяет нашу географию.

Наши Основные движущие силы —  амбиции и стремление сделать что-то действительно глобальное, а отчасти и общая обстановка в стране, как это ни печально

 

Пока наш проект довольно молодой, мы действуем по принципу «be local, think global». Мы «обкатываем» нашу бизнес-модель на понятном для нас российском рынке, но, разумеется, смотрим и двигаемся в сторону международного рынка. Основные движущие силы при этом — наши собственные амбиции и стремление сделать что-то действительно глобальное, а отчасти и общая обстановка в стране, как это ни печально. Однако, несмотря на это, российский рынок и рынок СНГ являются для нас наиболее приоритетными и привлекательным, у нас большие планы по их освоению, и в ближайшее время менять географический фокус мы не собираемся.

 

Фотография на обложке: Shutterstock