В предыдущем выпуске сериала я обмолвилась, что мир корпоративных блогов заиграл бы новыми красками, если бы у всех появились выдуманные друзья (например, у «Роллтона» — друг Лапшонка, у похоронного бюро — друг Лопатка). Этой возможностью мало кто удачно пользуется в блогах (друзья обычно используются в промо-акциях и рекламе). С подачи Артемия Лебедева подобные создания типа Сберика прогрессивная общественность обзывает «адом и шизофренией», причём так, будто ад и шизофрения — это что-то плохое; на самом деле их можно использовать с пользой.

Контент корпоративных блогов часто настолько уныл, что урон от этой унылости и однообразия не совместим с жизнью. Вы рискуете скончаться на месте, просмотрев анализ наиболее часто употребляемых слов в 90% корпоративных блогов, традиционно пишущих про погодку, настроеньице и подарочки: «счастье», «конкурс», «призы», «пожалуйста».

Поэтому не нужно бояться выделиться и окунуться в безумие, начав писать в твиттер компании от лица разводного ключа, болтика или гаечки, — всё зависит от того, как и что писать.

Хлеб-мыслитель

Пожалуй, лучшим примером воображаемого друга в истории российского SMM можно назвать блог Ржаника. Во-первых, рассказ об этом персонаже невозможно начать без предупреждения «Осторожно! Смертельная доза умиления!». Во-вторых, он красивый и смелый (от причёски не оторвать взгляда, а плащ лишает дара речи).

Вы же женщина: Правила продвижения бренда с помощью интернет-персонажа. Изображение № 1.

Верхний пост в ЖЖ у него прекрасен, хотя и пестрит смайликами (кто в наше время не пестрит смайликами, у того нет сердца). Начинается словами «Ну да, я хлеб. К тому же ржаной. Что удивительного во мне? Я очень вкусный… Многие годы я просто лежал, не желая меняться. Но потом в моей жизни появился Он — разум». Обратите внимание, какая пронзительная актуальная исповедь, потом посмотрите на фото Хлебушка, потом снова прочтите исповедь. Прочувствуйте родство, судьбы Родины, рожь, колосья — вот это всё. 

Большую часть времени Ржаник уютно философствует и размышляет: «Бывало, лежишь так в магазине на прилавке. Любуешься лежащими напротив булочками и уносишься в своих мыслях далеко-далеко…»

В графе «родители» на странице «ВКонтакте» указана мука, а сам он рассказывает, например, как отправил в отпуск свою хлебобулочную семью, или о сложностях в отношениях с его девушкой Фантазией. Также он пересказывает советы в любви, которые ему даёт продавщица, и делится рецептами блинчиков.

То есть у Хлеба есть разум, семья, девушка Фантазия и склонность к самокопанию (как он сам поясняет, «общение с людьми накладывает на хлебобулочных отпечаток»). В довершение к этому благообразию на сайте www.ржаник.рф сообщается, что это «хлеб в жёлтых пакетиках».

Если бы мне удалось выжить после такой ударной дозы умиления, я бы сорвалась и побежала за мучным героем. Расстраивает одно: блог в твиттере у нашего друга, судя по всему, взломан, а ЖЖ и «ВКонтакте» не обновлялись с ноября.

Жизнерадостный кот

Ещё один пример ада, поставленного на службу нетривиально мыслящего маркетолога, — блог компании NetCat, который ведётся непосредственно от лица голубого кота. Он пишет, например, что «сегодня не пойдёт на улицу мочить лапки», выкладывает фотографии, где он отдыхает  с девушками, требует поздравлять его с днём рождения, празднует конец света с «другими котанами» в море сметаны и молока — словом, ведёт, в отличие от нас с вами, достойную интересную жизнь и между делом рассказывает новости компании (компания занимается разработкой  веб-проектов). Обратная связь и активность на странице не самые впечатляющие, но для задач компании неплохие.

Вы же женщина: Правила продвижения бренда с помощью интернет-персонажа. Изображение № 2.

 Высоконравственный Городовичок

В качестве примера «как не надо использовать в блоге выдуманного персонажа» у нас выступит твиттер «символа Новосибирска» — Городовичка (ещё есть его невеста Обинушка, но она написала только «здравствуйте!»).

Начнём с того, что Городовичок выглядит довольно неважно и нарисован не в лучших советских традициях. Если Хлебушек в плаще супергероя вызывает у нас восторг и трепет, то невзрачный паренёк вызывает какое-то странное щемящее чувство. Пишет символ города так же, как и выглядит: казённый язык с нотками  ограниченности.

Городовичок, помимо того, что скучно рассказывает о новостях города, храбро борется за чистоту языка в твиттере: призывает жителей соцсети не выражаться и пишет отчаянные реплаи местным звёздам.

Вы же женщина: Правила продвижения бренда с помощью интернет-персонажа. Изображение № 3.

Особенно достаётся от бешеного комсомольца непосредственно новосибирским звёздочкам.

Вы же женщина: Правила продвижения бренда с помощью интернет-персонажа. Изображение № 4.

Приходится с болью в сердце констатировать, что попытки Городовичка завести друзей часто терпят неудачу. Любая попытка неестественного общения превращается в драму, чего стоит одно только замечание «Как вы можете так выражаться, вы же женщина!».

Вы же женщина: Правила продвижения бренда с помощью интернет-персонажа. Изображение № 5.

Как говорил великий классик, что ни сообщение, то приступ административного восторга. Вахтёрша может не подать вам пальто и нахамить в любой момент просто из приступа административного восторга. Городовичок вызвал, видимо, столько негатива своими попытками всех перевоспитать, что в твиттере создали его сатирический клон с пометкой (извините) «олигофрен», читать который, в отличие от оригинала, почему-то весело и интересно:

Вы же женщина: Правила продвижения бренда с помощью интернет-персонажа. Изображение № 6.

Совет да любовь

Если вы не уверены, что сможете вести блог ярко и остроумно (или хотя бы мило), лучше не вести его от лица воображаемых персонажей.

Если блог необходим прежде всего для обратной связи, в него всегда можно писать в рамках корпоративной стерильности, безликости и однообразия. 

Если вы рискнёте вести страницу так, чтобы всем было мучительно больно от вашей оригинальности, идите до конца. Искусство не терпит полумер.