Значительная часть российских проектов — клоны успешных или подающих надежды западных моделей. Инвестору от самого факта копирования, не выходящего за рамки закона, ни жарко ни холодно. Если оригинал показал себя на одном рынке, значит, жизнеспособен и на другом (вспоминается классическое поглощение купонатора Darberry Елены Масоловой компанией, с модели которой сняли копию, — Groupon).

H&F выбрал пять незамыленных молодых проектов, каждый из которых может приглянуться российским подражателям.

 

 

Sold

Атака клонов: 5 перспективных моделей для стартапа в России. Изображение № 1.

Люди покупают всё больше ненужных вещей. Новые модели гаджетов выходят быстрее, чем старые успевают сломаться. В такой ситуации неплохо было бы создать площадку для продажи подержанных вещей. Но на размещение предложения в интернете, фотографирование девайса и переговоры с покупателем о доставке уходит время, которое многие не хотят тратить на подобную ерунду.

Авторы мобильного приложения Sold радикально решают этот вопрос. Пользователю нужно лишь сфотографировать, например, старый ноутбук телефоном, выбрать его характеристики и дождаться назначения цены. Система проанализирует данные аналогов с главных онлайн-рынков и назначит ему цену. Если продавец с ней согласен, то сервис сам поместит лот на продажу. Когда найдётся покупатель, курьер заберёт товар у продавца. Стартап, созданный тремя выпускниками MIT MediaLab, получил инвестиции от фондов Google Ventures, Matrix Partners и Greylock Partners, а также от нескольких известных частных инвесторов, в том числе от Мэтта Окко (вкладывал в Zynga и Facebook). 

 

Quirky

Атака клонов: 5 перспективных моделей для стартапа в России. Изображение № 2.

Стартапы, использующие краудсорсинг, ручную работу и кастомизацию в различных пропорциях и сочетаниях, регулярно привлекают внимание венчурных инвесторов на Западе. И если такие трудоёмкие проекты, как CustomMade, пока сложно представить в России, то модель компании Quirky вполне легко скопировать. В её основе лежит сообщество по сбору и отсеву изобретений. Если идея предмета находит поддержку пользователей сайта, то он поступает в серийное производство (у компании есть собственные небольшие мощности в Азии) и распространяется как через онлайн-магазин Quirky, так и через крупные торговые сети, в том числе Amazon.

Большая часть от выручки достаётся автору идеи. Остальное распределяется между теми, кто помогал при её воплощении: давал советы, предлагал варианты названия, дизайна и т.д. На Quirky в основном продаётся несложная в производстве домашняя утварь вроде гибкого сетевого фильтра — в общем, вещи из разряда «я придумал, как это можно улучшить». В 2012 году компания выпустила более 100 новых продуктов, всего продав около 2,3 млн единиц товара. Выручка за год составила $18 млн. 

 

Parking Panda

Атака клонов: 5 перспективных моделей для стартапа в России. Изображение № 3.

Ещё один неувядающий тренд — так называемая sharing economy. Люди делятся различными не используемыми в какой-то момент вещами или услугами — в итоге это выгодно всем. Самый известный пример — Airbnb, сервис сдачи квартир на короткий срок. Однако сейчас принцип sharing economy распространяется на всё большее количество сфер. Можно арендовать машину, велосипед, оставить у кого-то домашнее животное на время отпуска или заплатить за выполнение мелкого поручения.

Для крупных мегаполисов, наверное, самым актуальным является мобильное приложение Parking Panda. В режиме реального времени оно показывает, есть ли поблизости свободные парковочные места, которыми готовы поделиться другие пользователи сервиса. В проекте также принимают участие и обычные платные парковки, которые сообщают о наличии у себя свободных мест и даже проводят скидочные кампании в сезоны низкой загрузки. Компания берёт комиссию в 15-20% за каждое сданное в аренду через её сервис место. По оценке National Parking Association, рынок платных парковок в США составляет $18 млрд в год. 

 

ScoreBig

Атака клонов: 5 перспективных моделей для стартапа в России. Изображение № 4.

ScoreBig позволяет покупать с большой скидкой билеты на спортивные мероприятия и развлекательные шоу — концерты, спектакли, выставки. В отличие от других популярных скидочных сервисов это не просто биржа, на которой пользователи избавляются от ненужных билетов. ScoreBig работает напрямую с организаторами мероприятий. По расчётам создателей сервиса, около 40% всех билетов остаются нераспроданными, но продавать их по сниженной цене организаторы не хотят — это требует дополнительных усилий и плохо сказывается на имидже компании и привозимых ею артистов.

Пользователь ScoreBig сам выбирает цену билета на интересующее его мероприятие. Он видит процент, который в среднем экономят другие, но может попробовать получить ещё большую скидку, если, например, покупает целый ряд для своих друзей или коллег. Но цена может быть и выше средней, если сделка совершается в последний момент и билетов осталось совсем мало. Компания получила $31,5 млн инвестиций в четырёх раундах. Годовой рынок непрямых продаж билетов на мероприятия в США составляет около $20 млрд долларов. 

 

DataHero

Атака клонов: 5 перспективных моделей для стартапа в России. Изображение № 5.

Big Data — выражение, внушающее доверие и нередко используемое для того, чтобы произвести впечатление в разговорах о будущем бизнеса. Однако пока интеллектуальная обработка больших объёмов информации программными методами активно используется в основном в корпоративных решениях.

DataHero — стартап, обещающий познакомить с этим инструментом массовую аудиторию, не обладающую специальными техническими знаниями. Достаточно загрузить данные в привычном Excel-формате из одного из облачных сервисов, и DataHero построит визуализированное, максимально настраиваемое и интуитивно управляемое представление этих данных. Первые пользователи отмечают, что приложение само предлагает, в каком именно виде отобразить информацию, какие её аспекты выделить и какие параметры, возможно, стоит добавить. По оценке Transparency Market Research, американский рынок Big Data в 2012 году составлял $6,8 млрд. При этом эксперты прогнозируют ему резкий рост — до $48 млрд к 2018 году. 

Иллюстрация: twins cartoon