Проект Zoon.ru запущен полтора года назад, его создатели надеются сделать его основным рекомендательным сервисом в России и Восточной Европе. Он предлагает пользователям выбрать кафе, медицинский центр, фитнес-клуб и почти любое другое заведение, исходя из местоположения, отзывов и других заданных параметров. Сейчас сервис доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Сочи, Одессе, Киеве и Калининграде, а также на шести курортах Турции и Египта. 

Краш-тест: Станет ли Zoon.ru популярным рекомендательным сервисом?. Изображение № 1.

 

 

Илья МУТОВИН

Cооснователь Zoon.ru

— Зачем нужен Zoon.ru, если даже в России существует масса его аналогов, пусть даже более узких? 

— Если внимательно посмотреть, какие именно есть ресурсы, то стоящих аналогов мы всё-таки не найдём. Неплохой пример был — «Афиша — Рестораны Москвы». Был, потому что сейчас там рекламы больше, чем контента. А ещё? Справочники типа Spr или Yell? Там засилье рекламы, база, которая пополняется пользователями, но крайне плохо вычищается — в итоге много закрытых организаций, неактуальная информация, редкие устаревшие фотографии. Кто ещё? 2gis, карты «Яндекса» и Google? Но там удобно искать адрес или телефон конкретной компании, а никак не выбирать заведения. Мы же именно про выбор. Редко когда человек хочет найти просто любой салон красоты, любой фитнес, любой клуб. Выбирать на карте странно. Там всегда будет очень много точек, а вам нужно что-то очень определённое, и не только по географическому признаку. Фитнес-центры с определённой ценой абонемента, медицинские центры с определёнными врачами, рестораны определённого направления.

Казалось бы, ноутбук тоже, например, можно и без «Яндекс.Маркета» выбрать. Вводите в поиск «ноутбук» и выбираете что-нибудь. Но нет, вы идёте на «Маркет» или подобные ресурсы и сужаете поиск. Этот функционал сужения при значимой базе — главная фича «Маркета». И наша тоже. 

— Но есть же сильные зарубежные ресурсы типа Qype. Если он придёт в Россию, это поставит под угрозу существование вашего ресурса.

— У Qype ещё много дел в Западной и Центральной Европе. Пока они и до Восточной не дошли, не то что до России. А то, что они вообще могут прийти, так это хорошо — посотрудничаем.

— А вы покрыли всю Россию? Как вы боретесь с пробелами на картах и как много заведений не отмечены на Zoon?

— Добавление в базу осуществляется только менеджерами контент-отдела. Сейчас там около 100 человек. Примерно половина — в штате. Они обрабатывают все входящие заявки и обращения от владельцев и пользователей, актуализируют информацию по существующим компаниям с помощью ручной сверки, прозвонов, плюс проверяют обновления выдачи поисковиков, справочников, тематических каталогов и форумов.

Рейтинг — это не только оценки, но и отзывы. Качественно накрутить даже оценки не очень просто

 

Покрытие — около 90-95%. Сейчас самое важное — это не включить точку в каждом подъезде каждого района, а сделать так, чтобы там не было несуществующих или закрытых точек. Если чего-то нет, то вы сможете выбрать из сотен заведений рядом, а вот если мы отправим вас туда, где уже ничего не работает, будет грустно. Мы считаем, что у нас одна из самых актуальных баз сейчас.

— Как вы боретесь с накрутками рейтинга? Что, если придёт владелец ресторана и наоставляет там массу положительных отзывов на своё заведение? 

— Он наоставляет — мы удалим. Рейтинг — это не только оценки, но и отзывы. Качественно накрутить даже оценки не очень просто. Если вы попросите своих друзей и сами со всех устройств проставите в сумме оценок 10-15, они быстро скорректируются пользователями. В день у нас проставляется около 700 оценок. Если с качеством сервиса есть проблемы, вас быстро «опустят» на место. Вторая часть рейтинга — отзывы. Тут все ещё сложнее. Мы отслеживаем IP-адреса тех, кто пишет отзывы, проверяем уникальность текста на всех сайтах — каждый день удаляется несколько десятков отзывов, текст которых повторяется на других сайтах от имени другого клиента. Также мы отслеживаем некоторые другие параметры компьютеров людей, которые пишут отзывы, и быстро вычищаем массовые и очевидно липовые отзывы. Плюс мы уже давно знаем, откуда пишут заказные батареи крайне восторженных или, наоборот, на 120% негативных мнений как бы реальных пользователей, боремся против этого путем ручной проверки каждого отзыва и точечного одобрения.

— Вы зарабатываете на премиум-аккаунтах — предоставляете заведениям за деньги право стоять рядом с теми, кто занимает первые места в рейтинге. Не убивает ли это саму идею вашего ресурса? 

— Премиум-заведения стоят вместе с самыми рейтинговыми в дефолтной выдаче каталога и имеют большую метку на карте, что не мешает пользователю. Карточки премиумов красивее: там есть 3D-туры, видеообзоры, рецензии, меню, красивые фотографии, нет конкурентов. Плюс для премиумов мы делаем большую PR-поддержку в сети, которая в целом никак не мешает пользователю на Zoon.

Рекламодатели  по крайней мере, в виде заведений совсем нас не избегают

 

Да и дефолтная выдача легко сбрасывается кнопками сортировки: по расстоянию или по рейтингу. Плюс мы пишем объективные обзоры по разным категориям (пока только в Москве), где у премиумов нет никаких дополнительных преимуществ перед обычными заведениями. В целом премиумы действительно получают значительно больше внимания, но это не означает, что пользователю неудобно выбирать из всех-всех заведений.

— Вам полтора года, а у вас 20 000 уникальных посетителей в сутки. Почему такие скромные показатели? Казалось бы, ресурс рассчитан на широкую аудиторию. 

— Ну, у нас 25 000 уников в день весьма стабильно. Среди красивых каталогов услуг с разными категориями больше ни у кого нет. В целом это всё-таки хороший показатель. Думаю, что до конца года мы ещё значительно вырастем, сейчас мы видим пути к этому.

— Рекламы нет. Вас избегают рекламодатели из-за низкой посещаемости?

— Рекламодатели — по крайней мере, в виде заведений — совсем нас не избегают. Их количество (у нас сейчас около 150 премиум-аккаунтов) и качество — весьма хорошее тому доказательство.

— Какой у вас месячный оборот? 

— Месячный оборот сейчас около $30 000, но мы всего две недели назад договорились с очень сильным продажником, Володей Колосовым, поэтому настоящая монетизация только-только начинается.

— Когда вы планируете выйти на окупаемость?

— Это вопрос нескольких месяцев. Сильно зависит от того, насколько быстро мы решим расти. Рост требует расходов и не всегда сразу отражается на монетизации. Но мы уже привлекли частные инвестиции — у нас коммитмент на $15 млн до конца 2014 года.

Фото: Homepage image via Shutterstock