Снарк — герой поэмы Льюиса Кэрролла. Таинственное существо, которое все ищут и хотят. По словам Алесина, театр — тот же Снарк. Он может быть любым, и в этом его магия и притягательность. Юрий не боится ставить спектакли на серьёзные темы, поскольку уверен: театральными средствами можно легко объяснить даже задачу по математике.

За неполных два года в его репертуаре появилось пять спектаклей. В труппе работают пять актёров и четыре музыканта, бизнесу активно помогает жена. Проект пока не приносит большой прибыли, но Алесин надеется со временем вывести его на международный уровень.

 

Сфера бизнеса

Театр

 

Дата запуска

2012 год

 

 

Бюджет на запуск

30 000 рублей

 

Сайт

teatrsnark.ru

Юрий АЛЕСИН

Основатель театра «Снарк»

Как начинал

Я учился в ГИТИСе — сначала на актёрском отделении, потом на режиссёрском. До открытия собственного бизнеса пытался реализовать себя в государственном театре, но были сложности: режиссёров в Москве очень много, постановки расписаны на несколько лет вперед. Чёткой и понятной системы трудоустройства для театрального режиссёра не существует — это очень медленный и мучительный процесс. Но в чём нет недостатка у выпускника ГИТИСа, так это в связях. Он знает театральных продюсеров, артистов, людей, которые отвечают за свет и звук. Так создавать что-то своё намного проще.

В 2009 году я сделал первый театральный проект совместно с Олегом Клениным — детский театр «Будильник», ориентированный на большой зал. Мы поставили спектакль «У ковчега в восемь». Я был режиссёром, а Олег — продюсером. Мы работали вместе до 2012 года, но потом возникли расхождения: я считал, что независимый проект сможет выжить только в том случае, если это камерный театр для аудитории в 30-50 человек.

Мы переделали сказку «Курочка Ряба»: действие происходило в космической лаборатории, где курочка и мышка — экспериментальные объекты, дед — учёный,
а бабка — робот

 

Олег же был уверен, что нужно прорываться на большие площадки на 100-150 человек. Так мы и разошлись. Теперь я работаю в сегменте камерного театра, а тот единственный спектакль «Будильника» идёт на большой сцене.

Деньги на старт мне одолжил брат. Мы тогда все работали за идею, и средства уходили только на покупку материалов. В труппу я взял в основном актёров, с которыми учился в университете. Так сложилось, что у меня по жизни много друзей-музыкантов, поэтому проблем с оркестром тоже не возникло. Директором стала жена Елена, которая до этого работала в кино, — планировала съёмки мыльных опер. Теперь она учится маркетингу, управлению и финансам в Школе театрального лидера.  

Первый спектакль

«Побег из космоса» был фантастическим. Фантастика — это вообще такая дыра для репертуарной карты русского театра, в Москве вы не найдёте ничего подобного. Мы переделали сказку «Курочка Ряба»: действие происходило в космической лаборатории, где курочка и мышка — экспериментальные объекты, дед — учёный, а бабка — робот. В результате эксперимента курица снесла яйцо, которое может уничтожить всю Вселенную, мышь пытается спасти мир, и т.д. По жанру это фантастический комикс.

Тогда у нас возникли большие проблемы с техническим исполнением. Многое было завязано на свете, проекции, музыке (каждое действие озвучивалось определённым образом). А когда нет персонала, который всё это сделает профессионально и качественно, многое не получается. Теперь все чудеса создаём из бумаги, картона, тряпочек. Мы перешли к некому примитивизму, который подарил богатую ассоциативную связь.

«Снарк»: Как создать серьёзный театр для детей. Изображение № 1.

Как всё работает

Многие театральные коллективы считают, что дети — маленькие обезьянки, которых нужно смешить и развлекать. Мы думаем, что они гораздо умнее. Наша философия — отношение к ребёнку как к равному. Кроме того, родители тоже не должны скучать. Я сужу по себе: если меня тема волнует, значит, она подходит для постановки. Материал стараемся брать современный. Одна из последних премьер — «Тили-тили-тесто», спектакль про любовь. Я вспомнил, как сам влюблялся в детском саду, и понял, что детей эта тема волнует. Мы с труппой придумали истории, связанные с детскими влюблённостями, нашли маленькие сказки, песни, сделали такой спектакль-разговор. В конце дети тоже выходят на сцену и рассказывают о том, в кого влюбляются, как делают подарки, и т.д. Мы считаем, что диалог очень важен. Это как раз один из форматов, не охваченный большими театрами: там это просто невозможно. 

Мы всегда смотрим на реакцию и для каждой постановки определяем возрастную категорию. Дети все разные: в три года интересно одно, в пять — другое. Но родители обычно не обращают внимания на наши маркировки. «Дзынь», например, для детей от шести лет, а родители приходят, говорят: «У нас ребёнок такой умный, всё понимает, хотим пойти на этот». Мы, конечно, не отказываем, но надо понимать, что детям до шести лет вообще сложно смотреть что-то со словами. 

Декорации — это всегда набор каких-то бытовых элементов. Птицу, например, мы делали из сушилки для белья

 

Если мы хотим поставить новый спектакль, то начинаем искать площадки, которым это было бы интересно. Договариваемся с каким-нибудь ДК, месяц репетируем бесплатно, а потом выручку от трёх спектаклей отдаём ему. Это позволяет сделать спектакль, который будет кормить нас в течение двух-трёх лет. А потом уже делим доход от продажи билетов по стандартной схеме — 50 на 50. Средняя цена билета — от 500 до 1 200 рублей. 

В труппе пять актёров и четыре музыканта. Сценарии пишем в основном мы с женой. Если ты берёшь чей-то сценарий, то должен платить авторские отчисления. А традиционные, классические сюжеты используют очень многие, поэтому стараемся придумывать своё. В репертуаре пока пять спектаклей, сейчас приглашённый режиссёр Галина Зальцман ставит шестой.

Декорации — это всегда набор каких-то бытовых элементов. Если использовать их правильно, получается нечто необыкновенное. Есть, например, спектакль «Слон-концерт» — там декорация состоит из вешалки, на которой висят два надувных круга и чехлы для костюмов, а по центру — вентиляционная труба. Из этого всего получается слон, и больше всего денег в итоге получает художник, который это придумал. Птицу, например, мы делали из сушилки для белья.

 

Деньги

Cтрадаем в основном из-за нехватки денег. Постоянно приходится работать на энтузиазме, а он рано или поздно исчерпывается. Поэтому вначале, когда мы пытались делать большие спектакли, сильно теряли в качестве. Мы ставили слишком высокие цели, но не всё хорошее можно сделать на коленке. Потом определили для себя некоторые рамки: в спектакле не может участвовать больше трёх актеров, бюджет не может быть больше 50 000 рублей.

«Снарк»: Как создать серьёзный театр для детей. Изображение № 3.Почему я решил делать камерный театр, ведь он приносит меньше прибыли? У таких команд есть много преимуществ. Спектакли мобильные, перевозные и низкобюджетные по персоналу и декорациям. Можно выехать в любой город или конец Москвы (если пробки, всегда можно добраться на метро). Детский театр гораздо более востребованный, чем взрослый. В нашем сегменте мало разнообразия, но есть много нереализованных тем и форм.

Для творческого человека главное — реализовать свой созидательный потенциал, вопросы бизнеса на втором месте. Ему нужно найти партнёра, который станет заниматься привлечением денег. Но и тот, кто решит заняться театральным бизнесом, ничего не сможет без человека из сферы искусства. Мне сейчас активно помогает жена, но всё-таки надеюсь найти человека более агрессивного, который выведет это дело на новый уровень.

Благодаря тому что наши спектакли идут каждый месяц, люди приходят и рекомендуют другим, и потом мы выходим на частного заказчика, от которого получаем основную прибыль. Если нас за месяц три раза куда-то позвали, это хорошо. Иногда складывается идеально: днём мы играем в театре, а вечером уезжаем к заказчику. Обычно выездной спектакль стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Но общего рынка нет, поэтому можно назвать любую цифру. Сейчас со всеми детскими театрами пытаемся прийти к общему знаменателю, чтобы механизм был налажен. Каждый месяц мы получаем 20 000-150 000 рублей прибыли от спектаклей.

Планы

Я бы хотел показывать спектакли в Московской области, а какие-то («Дзынь», «Кораблик») — вывезти за границу. Нужно активно подавать заявки на международные фестивали, а пока мы работаем только с московскими. 

Ещё мы хотели бы сотрудничать со школами. Есть такая специальность — театральный педагог. Помимо театрального просвещения он занимается передачей любой информации художественными средствами. Есть дети, которых трудно увлечь, а когда объясняешь задачу по математике с помощью театрального этюда, она становится интересна: информация усваивается лучше. У нас есть, например, шоу-лекция про Пушкина «Невольник чести». Мы взяли биографию, стихи, отзывы современников о поэте и сделали из этого урок-спектакль. Ставили его в нескольких школах, но обычно они не слишком стремятся к сотрудничеству.

 

Советы

Найдите постоянный состав. Если нет единомышленников, ничего не получится.

Создавайте что-то не только по денежным соображениям, но и по творческим.

Пытайтесь наладить партнёрство с государственными организациями — с Департаментом культуры или образования. У них колоссальный рынок сбыта: школы, праздники, парки — и все они нуждаются в контенте.

Делайте ставку на изобретательность исполнения, а не на дороговизну декораций и техники.

Откройте локальный
театр, ориентируясь на потребности местных жителей.

 

Автор: Алина Толмачёва

Все фотографии предоставлены героем