Со всех понемногу: Как проект Mr. Laflafel собирал деньги на Boomstarter . Изображение № 1.

 

Оля КИБ

сооснователь Mr. Laflafel

На поиск краудфинансирования нас вдохновила история Жени Райкова, который разместил на Boomstarter проект воссоздания советских кроссовок «Два мяча». Мы с партнёром Тадеушем Войтовичем решили, что можем собрать 40 000 рублей на кухонную утварь для нашего pop-up кафе Mr. Laflafel до начала большого сезона летних ярмарок и заодно привлечь новую аудиторию.

 

Подготовка к размещению

На российском рынке есть всего две краудфандинговые площадки: Boomstarter и Planeta. К иностранным, типа Kickstarter, мы не присматривались: там публика хорошо реагирует только на высокотехнологичные предложения, ну и вознаграждение мы бы не смогли выслать.

Как только ты размещаешь проект на Boomstarter, он проходит модерацию за несколько дней, и к нему прикрепляют менеджера. Он торопит и даёт советы, как лучше сделать: какие фотографии разместить, как разбить текст и какие заголовки лучше работают.

Для того чтобы определиться, сколько вы хотите собрать, нужно посмотреть, сколько денег обычно собирают проекты из вашей области. Нелишним будет узнать, какие проекты сейчас в действии. Лучше начинать тогда, когда нет очевидно крутых кампаний, — например, что-то от Гришковца или группы «Несчастный случай». Им захотят помочь больше, чем вам, что бы вы ни делали.

Просто выложить проект на boomstarter и ждать поступления денег на счёт не получится:
тут каждая тысяча даётся силой уговоров

 

Цель проекта должна быть логичной, понятной и человечной. Наша была примерно такой: мы простые ребята, у нас нет богатых родителей, хотим свою сеть доставки здоровой еды и кафе. Нам нравится участвовать в мероприятиях и кормить вкусной едой.

Аудитория у Boomstarter достаточно большая (17 000 ежедневно. — Прим. H&F), люди помогают проектам, ожидая, что в случае успеха получат книгу, украшения ручной работы или аудиозаписи. Это своего рода интернет-магазин с затяжной доставкой.

Подготовка к размещению шла пару недель, мы решили не снимать видео, но придумали цепляющий текст и заманчивые предложения для тех, кто пришлёт нам деньги. Получилось 14 вариантов вознаграждений: от 50 рублей, которые посетители отдавали просто так, до 6 350 рублей — за кейтеринг небольшой вечеринки. Лучше всего сделать много интересных предложений, от которых глупо отказываться. Самыми популярными из дорогих стали вознаграждения под названиями «Мама довольна, что хорошо поели» за 1 050 рублей (ланч-бокс + ведж-бургер + хумус на выбор + пачка творожных пончиков + лимонад) и «Всего понемногу» за 1 950 рублей (3 ланч-бокса на выбор + ведж-бургер + хумус на выбор + лимонад + пачка творожных пончиков + арахисовый соус + коробочка с самсой). Вознаграждение «Кейтеринг» купил один пользователь из Санкт-Петербурга и на связь не вышел. Просто захотел поддержать, как мы поняли.

 

Со всех понемногу: Как проект Mr. Laflafel собирал деньги на Boomstarter . Изображение № 2.

Продвижение

После того как вы всё запустили, начинается самое сложное: нужно продвигать проект. Сначала стоит разослать сообщения всем друзьям, чтобы они помогли, чем смогут. Потом — давать информацию в соцсетях, чтобы люди видели активность и им было легче участвовать рублём. На Boomstarter надо обязательно писать обновления, чтобы в проекте была постоянная жизнь: благодарить за участие, рассказывать свои истории, объяснять, как эти деньги помогут в будущем. Просто выложить проект и ждать поступления денег на счёт не получится: тут каждая тысяча даётся силой уговоров. Я после этого проекта деньги вообще стала по-другому воспринимать.

Нужно научиться очень аккуратно просить денег у друзей. Это настолько неестественно для русского человека: все знают, что вы не бедствуете, но просите денег на сайте. Не стоит принимать чью-то эмоциональную реакцию близко к сердцу.

Кроме того, нужно заранее продумать способы продвижения на всех стадиях. Если запустить все свои связи сразу, то вы получите очень хороший резонанс на первой неделе. Но потом вам, возможно, нечем будет дожать сумму. Лучше придумать план, чтобы каждую неделю выкладывать новый козырь.

Сначала мы обратились к друзьям, потом размещали новости о проекте на дружественных страницах и в группах в соцсетях, нас поддерживало сообщество «Местной еды», например, потом мы продвигали проект на странице Boomstarter в Facebook с помощью платных постов. Под конец просили друзей написать про нас и привлекали лидеров мнений из food-тусовки, чтобы они замолвили о нас словечко.

 

Результат

В итоге мы собрали больше, чем планировали: 52 488 рублей меньше чем за месяц. Деньги не большие, но мы стали первым проектом о еде на Boomstarter, который собрал нужную сумму. Порядка 20% собранных денег идёт на налоги и комиссию площадке, остальное она переводит на ваш счёт.

После того как вы получили деньги, нужно быть готовым выполнить все обязательства. Это не похоже на обычное выполнение заказов: вы уже взяли деньги, вы всем должны. Мы раздали почти все вознаграждения — некоторые люди не объявились сами.