Пару лет назад власти самого консервативного в мире исламского королевства начали реформу розничной сети продаж. Главное новшество — «товары для женщин» должны продавать женщины. Одной из первых исполнять это правило стала принцесса Рима бинт Бандар аль-Сауд: она уволила всех продавцов-мужчин из женских отделов семейного магазина, чтобы бизнес снова пошёл в гору. H&F прочёл историю о бизнесвумен из Саудовской Аравии, опубликованную в журнале Fast Company, и выяснил, как принцессе, не показывающей лицо на публике, удалось подарить своим соотечественницам прогрессивное для арабского мира право работать.

 

Она получила прекрасное образование

Рима родилась в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, но выросла в Вашингтоне. Её отец — принц Бандар бин Султан до 2005 года занимал должность посла Саудовской Аравии в США, а до недавнего времени возглавлял Совет национальной безопасности Саудовской Аравии. Отец Бандара был членом королевской семьи, но его мать была простолюдинкой, — этот факт мог послужить существенным препятствием для движения принца к власти. Однако ему удалось достичь невероятных высот в королевстве и даже на мировой арене. В молодости принц понял, что у него будет преимущество перед избалованными братьями, если он получит хорошее образование: Бандар учился сперва на родине, а потом — в США.

Дочь знаменитого отца также получила блестящее образование: она училась музейному делу в Университете Джорджа Вашингтона, а после его окончания возила коллекцию произведений искусства, принадлежащую её матери, по миру. Рима присматривала за ней несколько лет в  парижском Институте арабского мира и Полевом музее Чикаго.

Коллекция вернулась на родину в 2008 году, за ней обратно перебралась и принцесса. Она планировала провести несколько месяцев без дела, как типичная саудовская женщина, но сменить ритм жизни ей так и не удалось: принадлежащий её семье люксовый ритейлер Alfa Intl в то время активно пытался повысить эффективность своего магазина в местном торговом центре Harvey Nichols. Рима аль-Сауд взялась за дело.

Женщины-продавцы в торговом центре Harvey Nichols. Image by Kate Brooks. Изображение № 1.Женщины-продавцы в торговом центре Harvey Nichols. Image by Kate Brooks

Она пытается спасти семейный бизнес

На протяжение многих лет в Саудовской Аравии считалось, что торговля — это мужское занятие. Древняя традиция уберегала женщин от контактов с посторонними мужчинами. Первые послабления начались, когда в 2006 году правительство разрешило женщинам продавать «женские» товары, но тогда бума продавщиц не произошло. Из-за сопротивления религиозных деятелей и влияния давних традиций закон работал лишь на бумаге. Саудовские женщины взбунтовались: некоторые из них призывали бойкотировать магазины нижнего белья, где до сих пор работают только мужчины, потому что советоваться с представителями сильного пола о подходящем размере одежды, по их мнению, не очень комфортно. В 2011 году государство всё же решилось пойти на уступки и сделать так, чтобы товары для женщин продавали женщины. В результате было принято решение: продавцы-мужчины должны быть уволены из магазинов нижнего белья и косметики, а их место должны занять продавщицы.

Сотрудницы магазина Римы сами решают, носить
им паранджу или нет: бизнес-леди считает, что её это
не касается

 

У принцессы было несколько идей о том, как можно наладить дела в семейном магазине. В нём давно не было никаких обновлений, поэтому Рима и её команда начали с нуля — сделали ремонт и освободили все полки. Принцесса уволила несколько десятков опытных продавцов-мужчин, чтобы освободить места для женщин. Этот спорный шаг был воспринят неоднозначно. До появления закона, запрещающего мужчинам работать в точках, куда приходят только клиентки, религиозная полиция, следящая за исполнением законов шариата, нередко закрывала магазины, нанимавшие женщин. Однако вскоре работу магазина удалось наладить, а потом дела всей компании легли на плечи принцессы — сегодня она является главой Alfa Intl.

 

Она соблюдает все правила

Правило о том, что женщины и мужчины не должны контактировать и находиться в одном помещении, после принятия нового закона соблюдать стало проще. Продавщицы и клиентки взаимодействуют только друг с другом. Сотрудницы магазина Римы сами решают, носить им паранджу или нет: бизнес-леди считает, что её это не касается.

Вовлечь женщин в рабочий процесс удалось и благодаря предлагаемым принцессой условиям. Компания обеспечивает всем своим сотрудницам трансфер из дома на работу и обратно (женщинам в Саудовской Аравии до сих пор запрещено водить машину). Кроме того, прямо в торговом центре принцесса организовала детский сад, чтобы избежать упрёков со стороны мужей и свекровей, использующих аргумент: «Кто будет заботиться о детях, пока мать на работе?»

Женщины-продавцы в торговом центре Harvey Nichols. Image by Kate Brooks. Изображение № 6.Женщины-продавцы в торговом центре Harvey Nichols. Image by Kate Brooks

Она патриот

Когда половина населения страны не работает, это ненормально, считает Рима бинт Бандар аль-Сауд. По данным последних исследований, всего 15% рабочей силы в Саудовской Аравии — женщины. В 1992 году эта цифра была и того меньше — 5%. Решение женщины пойти работать до сих пор считается радикальным шагом в Саудовской Аравии.

«Как только у женщины появляется возможность самостоятельно себя обеспечивать, у неё появляется и желание исследовать мир для себя и стать менее зависимой», — говорит принцесса. То, что она делает, не только привлекает новых покупательниц, но и расширяет возможности жительниц её страны. Рима активно меняет одну из самых непрогрессивных мировых культур.

В прошлом году прибыль универмага упала на 42% — во многом причиной этому стало то, что клиенты пока не привыкли к женщинам у прилавков. С одной стороны, общество ещё не готово принять такие радикальные изменения, а с другой — мужчины-продавцы действительно справлялись со своей работой лучше, потому что в отличие от новых работниц у них был опыт. Увольнение квалифицированных сотрудников и замена их на не знавших наёмного труда женщин вызвало недовольство некоторых клиентов. Но Рима сознательно пошла на этот шаг. «Я считаю, что наши потери сейчас — это инвестиции в женщин. Мне очень хочется, чтобы у женщин в моей стране было больше возможностей», — заключает принцесса. Рима понимает, что общество её страны меняется намного медленнее, чем остальные, поэтому считает одной из основных своих задач доказать ему: происходящие изменения — это эволюция, а не курс на Запад. Она уверена, что в конце концов ушедшие клиенты вернутся, а вместе с ними придут и новые.

Фотография на обложке: Luc Girouard