Мору Рохани слегка за тридцать, он управляет большим семейным делом — производством и продажей обуви из натуральной и очень качественной кожи. Его фабрика находится в Исфахане, это третий по величине город Ирана и главный туристический центр страны. У Рохани три магазина, в них часто заходят иностранцы, примеряют ботинки, туфли, цокают языками от удовольствия — каждая пара сбита вручную. Цены не очень высокие — $140–200 за пару, но у туристов часто нет под рукой и этой суммы, тогда Рохани отправляет посетителей на свой сайт.

В 2013 году он запустил интернет-магазин, которые принимает только биткоины. Так предприниматель обходит главную проблему торговли в Иране — несовместимость местной платёжной системы с Visa и MasterCard. Иранский обувной магазин с семидесятилетней историей стал олицетворением нового тренда персидской экономики. 

Безработица в стране ещё высока — 12,5% трудоспособного населения не имеют постоянного заработка. Считается, что 2013 год стал самым большим испытанием для страны за последние 25 лет, экономический спад составил 5,8%, рост инфляции — 40%. Барьеры здесь заметнее, чем где бы то ни было.

Несмотря на тотальный контроль, интернет-бизнес в иране уже создал более 100 000 рабочих мест

 

В стране действует сложная система фильтрации интернет-контента — зайти в Twitter или Facebook можно только с помощью сайтов-анонимайзеров, доступ в App Store официально запрещён, а из Google Store можно скачать только бесплатные приложения. Очевидна тенденция к ухудшению: местные власти обсуждают закрытие мессенджеров WhatsApp и Viber, а также сервиса Instagram. Иранские пользователи страдают не только из-за своего правительства. Санкции США, к примеру, запрещают образовательному порталу Coursera работать на территории Ирана. 

В такой сложной ситуации в стране растёт интерес к интернету и цифровым технологиям и зарождается маленький стартап-бум. Сейчас в Иране больше 40 млн интернет-пользователей, это 55% населения страны. Ожидается, что через четыре года проникновение будет на уровне 95%. Несмотря на тотальный контроль, интернет-бизнес уже создал более 100 000 рабочих мест, утверждает иранский исследователь Милад Базагран. 

Пусто не бывает: Какие стартапы популярны в Иране. Изображение № 1.

В 2013 году местные энтузиасты впервые провели в стране Startup Weekend. Мероприятие проходило в трёх городах — Ширазе, Исфахане и Тегеране. Его посетило 300 человек. В конце мая этого года пройдёт ещё одна международная стартаперская конференция — FailCon.  

Базагран уверен, рынок раскачает интернет-торговля. Эта отрасль позволяет создавать рабочие места без особых затрат. Иранцы не любят расплачиваться картами, особенно через интернет (сказывается несовершенство местной платёжной системы), поэтому одни интернет-магазины будут нанимать курьеров, другие начнут искать решения для проводок интернет-платежей. Второй катализатор роста — реклама в интернете. Мастодонтам вроде Google вход закрыт, поэтому на Startup Weekend четыре проекта из десяти были посвящены разным решениям в области контекстной и баннерной рекламы.

Иранским интернет-предпринимателям живётся непросто. Многие виды деятельности в стране под запретом (производство и продажа алкоголя, некоторых товаров для женщин и т.п.), инвестиционного климата как такового не существует, путь иностранным деньгам в страну закрыт. Зато можно создавать проекты в сегменте «Я тоже хочу». Так команда женщин-разработчиков готовится презентовать в этом мае свой проект — Shafajoo — сервис поиска хороших докторов. Это аналог американского ZocDoc, адаптированного на иранский лад.

Текст: Дарья Черкудинова

Фотография на обложке: Ricardo Fernandez; 1, 4 - Kamyar Adi; 2 - Maryam Nademi; 3 - Ramin Sharaka