Чемпионат мира по футболу в Бразилии проходит под аккомпанемент протестных лозунгов. На прошлой неделе бастовали сотрудники метрополитена Сан-Паулу и работники аэропортов Рио-де-Жанейро. Сейчас всего 48% бразильцев довольны тем, что чемпионат проходит в их стране, хотя семь лет назад, когда Бразилия была объявлена хозяйкой мундиаля, 79% жителей были рады принимать у себя главное футбольное состязание. Страна потратила $14 млрд на спортивные сооружения в 12 городах, при этом всю необходимую инфраструктуру построить не удалось. Из 35 запланированных транспортных систем создали всего пять. Огромные траты и сомнения в том, что бедняки заживут лучше после чемпионата, заставили бразильцев, страстных любителей футбола, протестовать. Однако извлечь дивиденды из праздника всё же удастся многим.

 

Бразилия

Агентства Ernst&Young, Moody's и J.P.Morgan одинаково оценивают экономический эффект чемпионата в Бразилии. Вероятно, страна сможет окупить затраты на проведение чемпионата, но долгосрочного позитивного эффекта для экономики не ожидается — благодаря чемпионату за десять лет ВВП вырастет незначительно, всего на 0,4%. Зато улучшится имидж страны на мировой арене. Глава бразильского подразделения J.P.Morgan Фабио Акира считает, что успешно проведённое мероприятие поднимет уровень доверия со стороны иностранных инвесторов.

 

На чемпионат мира приедут высокопоставленные менеджеры международных корпораций, за них бандиты могут потребовать выкуп от $250 000 до $2 млн

 

На туристах Бразилия сможет заработать $2,7 млрд: правительство страны рассчитывает принять в городах, где будут проходить игры чемпионата, 600 000 зрителей-иностранцев (это в два раза больше, чем приехало в 2010 году в ЮАР) и 3 млн местных болельщиков.

 

FIFA

Доход Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) от бразильского чемпионата составит $4,5 млрд, об этом сообщил генеральный секретарь федерации Жером Вальке накануне старта соревнований. 65% этой суммы будет получено от продажи прав на телевизионные трансляции, которыми распоряжается FIFA. Ожидается, что чемпионат мира привлечёт внимание 3,2 млрд телезрителей по всему миру. Большинство будет смотреть прямые трансляции, и рекламодатели готовы щедро платить за минуты внимания. Федерация всегда заключает эксклюзивный договор только с одной компанией-транслятором на территории каждой страны, тем самым поощряя конкуренцию за самый высокий ценник. В Бразилии права на трансляции из года в год получает телеканал TV Globo, чьи рейтинги в дни чемпионатов превышают 50%.

 

Частные охранные агентства

Средняя цена билета на чемпионат мира — $200, но, по оценкам компании iJET, от 30 000 до 60 000 туристов в Бразилии будут готовы потратить во время поездки $10 000–$20 000. Речь идёт об обеспеченных гостях чемпионата, которые не пожалеют раскошелиться на бронированный автомобиль, услуги телохранителей и другие меры безопасности. Джон Розе, гендиректор iJET, готов предоставить такой сервис всем желающим. Его компания потягается с другими частными конкурентами за долю на рынке в $12 млн. «Мы готовы оказывать любые услуги, включая консультации о том, какой район города лучше не посещать в вечернее и ночное время и предоставление информации о пробках, образовавшихся в результате демонстраций», — говорит Розе в интервью CNN.

Около 20% его клиентов боятся бандитов: после Мексики и Нигерии Бразилия — третья страна в мире по числу похищений людей с целью получения выкупа. На чемпионат мира приедут высокопоставленные менеджеры международных корпораций и владельцы крупного бизнеса, за них организованные бандитские группировки могут потребовать от $250 000 до $2 млн. Конечно, в бюджет на проведение чемпионата закладываются средства на обеспечение безопасности — около $840 млн — но обеспеченные туристы предпочитают пользоваться услугами частных фирм.

Футбольный трофей: Кто заработает на чемпионате мира в Бразилии. Изображение № 1.

Airbnb

Заработать на чемпионате мира и заодно продвинуть в Бразилии идеи sharing economy рассчитывает компания Airbnb. У себя на родине, в США, сервис посуточной аренды квартир и комнат испытывает проблемы: отельеры в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других городах инициируют проверки деятельности компании, подозревая Airbnb в незаконной конкуренции и неуплате налогов. В Бразилии контролирующие органы и правительство относятся к сервису благосклонно. Ещё бы, ведь гостиничная инфраструктура, как и транспортная, тоже создана лишь отчасти. В Airbnb оценивают потенциальный спрос на время чемпионата в 50 000 гостей. Среди хозяев, готовых принять у себя туристов на время мундиаля, — футболист Роналдиньо, он готов сдать свой дом в Рио за $15 000 за сутки. Учитывая, что Airbnb взимает с гостей 6–12% от каждого бронирования, компания сможет заработать за месяц в Бразилии несколько миллионов долларов.

При подготовке материала были использованы статьи из изданий: CNN.Money, Forbes.com, LATimes, информация Harvard Business School, а также отчёты E&Y и J.P.Morgan 

Фотография на обложке: Adrian & Gidi