Эксперты давно заметили, что хороший сотрудник — это счастливый сотрудник. Такие люди энергичнее своих менее удовлетворённых коллег, у них выше мотивация, и они эффективнее работают, а также реже болеют. Зная это, многие работодатели стараются повысить своим сотрудникам самооценку и сделать их жизнь немного лучше.

На днях стало известно, что сеть кофеен Starbucks берёт на себя обязательство оплатить учёбу своих работников в онлайн-колледже при Аризонском университете. Принять участие в программе сможет любой из 135 000 американских сотрудников сети, работающих от 20 часов в неделю. Таким образом руководство компании надеется увеличить производительность труда и привлечь новые кадры. H&F вспоминает, на что ещё идут компании, чтобы сделать своих сотрудников счастливее.

 

Объятия

«Я считаю, что люди в бизнесе, будь то бизнесмены или инвесторы, ведут себя грубо, как люди с криминальной историей», — считает основатель и CEO компании Defy Ventures Кэтрин Хоук. Компания Кэтрин помогает людям с криминальным прошлым развивать навыки, необходимые предпринимателям, и строить карьеру. Сотрудники её компании обязаны каждый день обнять четырнадцать своих коллег и получить четырнадцать объятий в ответ соответственно. Специальная команда следит за тем, чтобы никто не жульничал и не ограничивался лёгким похлопыванием по плечу.

Издание Fast Company включило Хоук в Рейтинг самых творческих людей в бизнесе. По мнению бизнесвумен, тесный физический контакт может растопить любой лёд внутри сотрудников, заставить улыбаться и сплотить команду. «Дела идут в гору, когда люди нравятся друг другу», — считает Кэтрин. Между руководством и подчинёнными часто чувствуется разрыв — начальник кажется сотрудникам неприкасаемым, — но объятия размывают барьеры, повышают производительность работников и заставляет их мыслить творчески.

Исследования показали, что во время объятий выделяется «гормон нежности» окситоцин, увеличивающий уровень доверия и сострадания и уменьшающий страх и социальную тревожность. Заставить сотрудников обниматься каждое утро для Кэтрин было непростой задачей, но довольно быстро коллектив полюбил эту традицию, и сотрудники сами стали напоминать ей о том, что пришло время для объятий.

 

Бесконечные каникулы

Пожалуй, самое неправдоподобное предложение, которое только можно себе представить. Члены команды, работающей над приложением Evernote, могут брать неограниченный оплаченный отпуск. Отправляясь отдыхать на неделю, сотрудник может рассчитывать на «отпускные» в размере $1 000. Вдобавок компания оплачивает еду, спортзал и транспорт своих сотрудников, а также уборку их дома.

Исследователи утверждают, что сегодня люди страдают от презентеизма: они проводят на рабочем месте больше времени, чем это необходимо. Сотрудники работают невероятное количество часов, чтобы показать свою преданность делу. По данным исследований, 57% американцев не используют все отведённые им отпускные дни. При этом учёные полагают: чем больше человек работает, тем меньше он делает. Технологичные компании вроде Evernote, Netflix и Zynga стараются не допускать, чтобы люди без толку сидели в офисе.

Бывшие и нынешние сотрудники Google среди своих любимых преимуществ работы на компанию называют вкусную бесплатную еду в офисе

 

«Мы платим не за часы работы, а за ум сотрудников. Они должны поступать так, чтобы работать наиболее продуктивно», — говорит глава Evernote Фил Либин. Руководство не отслеживает, как часто сотрудники берут неоплачиваемый отпуск, а работники самостоятельно несут ответственность за результаты проделанной ими работы.

 

Фан-менеджер

Сотрудников  российского ретейлера Enter заставляет улыбаться специально обученный человек. В компании есть позиция фан-менеджера, обладающего «превосходным чувством юмора и перманентно прекрасным, приподнятым настроением».

«Мы решили, что в компании обязательно должен быть человек, который будет отвечать за настроение. Так появилась должность фан-менеджера. Фан-менеджер занимается внутренними коммуникациями, ведёт передачи корпоративного радио по утрам, организовывает внутренние ивенты», — рассказывал в интервью H&F директор по корпоративному развитию Enter Алексей Дмитриев. По его словам, для компании было важно создать яркую команду и выстроить близкие отношения внутри неё. Сократив корпоративный бюджет, Enter могла бы повысить своим сотрудникам зарплату на тысячу рублей, но руководство компании уверено, что деньги не должны быть единственной мотивацией.



Послеобеденный сон

Недавно «Ассоциация дневного сна и отдыха трудящихся» предложила внести в Трудовой кодекс изменения, предполагающие, что у работника должно быть право на послеобеденный сон в стенах офиса. Идею о том, что сотрудникам нужен дневной отдых, до них на протяжении нескольких лет продвигал бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он неоднократно заявлял, что Роспотребнадзор поддерживает руководство частных компаний, удлиняющих перерыв на обед в жаркое время года.

Сомнологи расходятся во мнении о том, насколько послеобеденный сон полезен. Кого-то дневной сон освежает, а кто-то, наоборот, начинает хуже себя чувствовать — таким сотрудникам сложно собраться с силами после короткого отдыха. Тем не менее в мире практика перерывов на сон распространена. В некоторых компаниях даже есть специальные комнаты или капсулы отдыха. Поспать можно в офисах Apple, Nike, Procter & Gamble, Google, Huffington Post и Cisco Systems.

 

Бесплатная еда

На еду россияне тратят более трети своего заработка. Если же не носить обед с собой из дома, а отправляться в соседнее кафе на бизнес-ланч, расходы могут увеличиться ещё больше. При этом быть продуктивным на голодный желудок не так-то просто. Бывшие и нынешние сотрудники регулярно попадающей в рейтинги лучших работодателей компании Google среди своих любимых преимуществ работы на интернет-гиганта называют вкусную бесплатную еду в офисе. В разных частях кампуса также работают бары с кофе и другими безалкогольными напитками. Наличие кухни на рабочем месте позволяет экономить время и деньги, а также строить неформальные отношения с коллегами.

Счастливые сотрудники работают усерднее, особенно если дать им шоколадку

 

Бесплатная еда и напитки в офисе становятся сегодня распространённой практикой. Например, сотрудников Look At Media кормят бесплатными завтраками и обедами. Счастливые сотрудники работают усерднее, особенно если дать им шоколадку, считают экономисты из Университета Уорика. По их данным, счастье увеличивает производительность примерно на 12%. Шоколад — один из способов осчастливить людей. Если дать работнику шоколадку, он непременно станет немного радостнее.

 

Животные

У Look At Media и Google есть ещё одно сходство — обе компании разрешают держать в офисе животных. В стенах российского издательского дома живёт чёрный кот-ориентал по кличке Старки. Сотрудникам Google разрешается брать своих домашних питомцев на работу, если контакт с любимым животным помогает сотруднику сосредоточиться и почувствовать себя комфортно.

Заводить животных в офисе теперь разрешают многие московские компании. Погладить на работе различных животных — от котов до тритонов — могут сотрудники BBDO, Rambler&Co, «Яндекса» и др.

 

 

Фотография на обложке: Fredrik Broden