Конструктивный посыл: Как сервис Kupi.ru решает главную проблему интернет-торговли в России. Изображение № 1.

 

Игорь КОРОТИН

Основатель сервиса Kupi.ru

Дистанционная торговля в России находится в заложниках одного противоречия.
Покупатель не хочет оплачивать товар до его получения, а продавец не хочет отправлять товар без предоплаты. Я сам был жертвой этой проблемы долгое время. У меня был интернет-магазин косметики Glix.ru, приносивший небольшую прибыль. Каждый третий заказ приходил к нам из регионов, но выполнять их мы не торопились, а точнее, не могли — из-за низкого качества почтовых услуг и неудобств, связанных с невыкупом товара.

Мы теряли более трети всех заказов, так как покупатели не хотели оплачивать товар до того, как его доставят, — опасались, что посылка не придёт в срок или потеряется, а мы не хотели отправлять товар без предоплаты — от опоздавших посылок, отправленных наложенным платежом, часто отказывались.

В России у нас пока нет соперников. мы предлагаем нашим продавцам возможность продавать свои товары в любой город России

 

При подобном подходе мы несли ощутимые издержки: бизнес-модель Glix.ru подразумевает выкуп товара под заказ на оборотные средства компании, это неудобно в случае частых невыкупов товара. Пообщавшись с руководителями других интернет-магазинов, я понял, что моя проблема не уникальна: на неудобства, связанные с торговлей между регионами России, жаловались все.

Тогда я точно понял, какие задачи должна решать торговая площадка для покупателей, какие — для продавцов. Так в 2012 году появился проект Kupi.ru, здесь каждый человек может покупать или продавать товары, вне зависимости от того, в каком городе России он находится. Постепенно разрешить противоречие, которое мешает дистанционной торговле развиваться в регионах России, нам удаётся, и вот каким образом.

 

Отказ от бесплатной доставки

Первое, от чего стоит отказаться и интернет-магазинам, и покупателям, — от работы с «Почтой России». Мы не сотрудничаем с «Почтой России» и, благодаря нашим хорошим партнёрам DDelivery.ru, предлагаем своим продавцам новый вид логистики — доставку товаров по России через такие компании, как DPD, «СДЭК», Qiwi Post и другие. Заказать и оплатить услуги курьеров можно через личный кабинет на Kupi.ru. После того как продавец оформит заказ на вызов курьера, необходимо подготовить коробку с товарами и передать курьеру, который приедет по адресу продавца в оговоренное время, обычно на следующий день после заказа. Для покупателей мы предлагаем возможность доставки товаров в пункты самовывоза, расположенные в крупных городах России, покупателю достаточно выбрать ближайший к нему пункт самовывоза на нашей карте и дождаться, пока товар доставят в этот пункт.

 

Работа по предоплате

Бизнес-модель торговой площадки Kupi.ru похожа на eBay, то есть мы работаем по 100-процентной предоплате товара и выплачиваем деньги продавцам только после выполнения своих обязательств перед покупателем (после того, как заказ получен). Мы сотрудничаем с банком «ПСКБ», с помощью которого предлагаем оплату товаров через открытие аккредитива, то есть деньги за товар продавец получит не сразу, а только после того, как мы будем уверены, что покупатель получил свой заказ. Мы отслеживаем состояние всех отправляемых посылок через нашу систему.

 

Внимание к конфликтным ситуациям 

Для разрешения конфликтных ситуаций мы создали Центр разрешения споров Kupi.ru. Представим распространённую историю: покупатель получил бракованный товар. Для того чтобы вернуть его или заменить на другой, необходимо открыть спор и описать проблему. Если в течение нескольких дней после открытия спора покупателю не удалось решить вопрос в ходе переписки с продавцом в личном кабинете, он автоматически переходит на рассмотрение в наш Центр разрешения споров. Решение примут наши специалисты. К слову, во избежание спорных ситуаций мы настоятельно рекомендуем нашим покупателям изучать профили продавцов перед оплатой. 

 

Отсутствие конкурентов

Решение создать для покупателей привлекательный сервис с гарантиями кажется простым. Почему этого не делают другие площадки, связанные с e-commerce? Проблема в том, что это очень рисковая бизнес-модель, она подразумевает комплексное решение, так как бизнес зависит от множества факторов. Разумеется, всё идёт к тому, что в скором времени появятся аналоги Kupi.ru, но я надеюсь, что тогда мы уже наберём достаточно опыта, чтобы предложить нашим пользователям более качественный сервис, чем конкуренты.

В России у нас пока нет соперников. Например, Dostami.ru является посредником между западными торговыми площадками и российскими покупателями, что сказывается на конечной стоимости товаров. У нас другая бизнес-модель — мы предлагаем нашим продавцам возможность продавать свои товары в любой город России.

В ближайшем будущем мы планируем запустить крупномасштабную рекламную кампанию, но пока хотим немного поработать на маленьких оборотах, чтобы устранить потенциально слабые места. Наши продавцы по большей части продают товары через социальные сети, более активные выгружают свои товары на Avito.ru. К счастью для нас, Avito — это только доска объявлений, они не гарантируют покупателям возврат денег в случае мошенничества и не решают вопрос доставки товаров между городами России.

Основная модель монетизации Kupi.ru подразумевает получение комиссии с каждого выполненного заказа. Мы хотим, чтобы цены на Kupi.ru были конкурентоспособными, поэтому наш процент от сделок в среднем составляет 5% (зависит от категории товара). Сейчас сервис уже начал приносить доход, но все деньги мы вкладываем в развитие бизнеса. На площадке зарегистрировано более 10 000 пользователей, из которых 30% выступают в роли продавцов. Ежедневно к нам приходит до 100 новых продавцов, желающих продавать свои товары. К концу 2014 года мы рассчитываем получить достаточную аудиторию, поскольку наша прибыль зависит напрямую от количества сделок, проводимых через нашу торговую площадку.

Текст: Кристина Шперлик 

Фотография на обложке: Victoria Ling