Этим летом произошли самые громкие банкротства туроператоров: «Нева» и «Лабиринт» приостановили свою работу, вслед за ними закрылись и другие туркомпании. Пострадавшие туристы, которых сейчас больше 10 тысяч, получают помощь от фонда «Турпомощь». Ростуризм планирует создать регулирующие законы, а пока советует отдыхать в России. Последние пять лет у операторов регулярно возникают проблемы с  ликвидностью, из-за которых страдают клиенты. 

Представитель туристической индустрии анонимно рассказал The Village, почему в крахе туроператоров виноваты авиакомпании и как нужно реформировать систему.

 

   

Аноним
представитель туристической индустрии

Авиакомпании высасывают деньги из туроператоров. Они планируют рейсы, исходя не из того, сколько туристов реально купят билеты, а из того, сколько им нужно заработать. Поскольку у нас авиакомпаний немного, а главных вообще две — «Аэрофлот» и «Трансаэро», — никто не идёт наперекор их правилам.

Раз в год перед новым сезоном их представители собирают туроператоров и говорят: на Таиланд поставим два рейса в неделю, вот ты должен взять 300 мест, а ты — 150.

Туроператор, конечно, может сказать, что ему столько не надо, потому что клиентов на это направление не соберётся, но тогда может впасть в немилость и вообще лишиться мест. Туркомпании знают, что будут работать в убыток, но ничего не могут сделать.

Чтобы получить больший оборот в условиях конкуренции (а порог входа на рынок очень низкий), туроператоры демпингуют и выживают друг друга с рынка. Единственная компания, которая, как я знаю, держит обороты на убыточных направлениях типа Таиланда, Туниса и Египта, — это «Библио-Глобус». У них какая-то сложная электронная система ценообразования. Хотя бизнес не до конца понятный, потому что принадлежит книжному магнату, он может накачивать туда деньги.

Каждый год туроператоры ждут, что следующий будет лучше предыдущего. Мало кто представлял, что мы получим санкции и такой валютный курс. Туркомпании сами до последнего не понимают, что они банкроты. Предугадать это невозможно. В этом году ещё предстоит увидеть разорения. Вчера «ИнтАэр» сообщил о приостановке работы.  Исчезнуть может любая компания, за исключением тех, у кого есть мощная подпитка типа TUI Алексея Мордашова или Tez Tour, который вообще часть финансовой структуры.

Ростуризм сейчас работает в режиме форс-мажора, а глобально надо выстраивать новые отношения с авиаперевозчиками — так, чтобы туроператор выкупал только блоки, которые сможет продать туристам. Сейчас исполняющий обязанности главы Ростуризма Олег Сафонов советует отдыхать в России — отличное решение проблемы.

 

Представьте, что вдруг все люди, которые отдыхают в Египте и Турции, ломанутся в Адлер или Крым.
У нас просто нет инфраструктуры,
чтобы их принять

 

Единственное преимущество в том, что туристов проще вытягивать из Сочи, чем из Вьетнама. Но вы представьте, что вдруг все люди, которые отдыхают в Египте и Турции, ломанутся в Адлер или Крым. У нас просто нет инфраструктуры, чтобы их принять. 

Они вводят санкции против европейских авиакомпаний. Но вы знаете, что 50 % выручки «Аэрофлота» — это пролётные деньги? (По разным данным, эта цифра составляет всего несколько процентов. — Прим. The Village.) Иностранные компании платят прилично за то, чтобы летать над нашей территорией. Если этих денег лишимся, бюджет опять пострадает. 

Что можно посоветовать туристам? Далеко не факт, что, покупая отдельно билет и гостиницу по массовым направлениям, вы выиграете в цене. Может, вы даже не сможете забронировать номер в гостинице, потому что туроператоры выкупают всё заранее. Выбрать надёжного оператора сложно. Мы видим, что крах терпят и крупные компании. Даже их сотрудники не знают до последнего, что не смогут расплатиться. Это происходит, когда долг перед авиакомпанией приходит к критической точке и она перестаёт выписывать билеты. Бизнес напоминает пирамиду. Не получая новых средств, ты не можешь расплачиваться. 

Проблема в том, что платить сегодня приходится за человека, который поедет отдыхать через два или четыре месяца. Когда продажа совершается день в день, нет такого разрыва. Плюс сезонный фактор. Весной оператор платит зарплату сотрудникам и арендует офис, хотя это самый мёртвый сезон, денег он почти не приносит.

Авиакомпания тоже попадает в этот порочный круг — ждёт, пока туроператор расплатится, возит туристов бесплатно, а когда терпение лопается, требует вернуть долг. На самом деле, они тоже много не зарабатывают — это малорентабельный бизнес. Из них, в свою очередь, деньги вытягивают нефтяные компании. Вот они чувствуют себя лучше всех.

   

Обложка: Compfigth