Как таксопарк выполняет заказы «Яндекс.Такси». Изображение № 1.

Виталий Кириллов

основатель BananaTaxi

   

Как пришёл в бизнес

Я учусь на четвёртом курсе физфака МГУ. В ноябре 2013 года знакомые попросили меня подключить машину к сервису заказа такси. Я пришёл в один таксопарк, увидел там очередь из водителей и решил сам начать такой бизнес. Бизнес с учёбой совмещать нелегко: ни минуты покоя, после пары бежишь на работу, после работы — на пару, стараюсь всё успеть.

С деньгами и опытом на старте мне помогли однокурсники, которые владеют компанией Fast and Shine. Fast and Shine предоставила инфраструктуру: офис, юриста, бухгалтера, действующий кол-центр. Деньги пошли на регистрацию юрлица и создание диспетчерской. Я написал письма в два основных сервиса заказа такси GetTaxi и «Яндекс.Такси» с предложением о сотрудничестве. Первая компания мне долго не отвечала, а «Яндекс» согласился.

Работать с двумя системами одновременно мы не могли: раньше у «Яндекс.Такси» и GetTaxi был запрет на использование программы конкурентов. В сентябре это вроде бы разрешили. Но «Яндекс.Такси» разослал таксопаркам письмо, где говорилось: мы не рекомендуем водителю держать два планшета в целях безопасности. Поскольку GetTaxi выдаёт таксистам свой планшет, подключиться к обоим сервисам сразу по-прежнему было нельзя. Но с марта GetTaxi выпустили приложение для водителей, теперь им не придётся таскаться с их планшетом.

Первых водителей находили на «Авито» и других досках объявлений, промоутеры ходили по улице. На данный момент работает 11 человек, из них восемь диспетчеров.

Как подключиться к «Яндекс.Такси»

Чтобы работать с сервисом «Яндекс.Такси», у водителя должна быть лицензия. Мы помогаем с её получением. Индивидуальный предприниматель может оформить её сам, если человек не зарегистрирован как ИП, мы берём его в штат.

Если машина не жёлтая, лицензию можно получить в Московской области, это занимает месяц, но не требует дополнительных расходов и позволяет работать в столице. В Москве оформить лицензию можно за четыре дня через портал госуслуг, но автомобиль придётся обклеить жёлтой плёнкой, это обойдётся примерно в 30 тысяч рублей.

Для работы с «Яндекс.Такси» нужно установить специальную программу. Их несколько, но лидеров два — «Шеф» и «Таксометр», который недавно купил «Яндекс». Мы работаем со вторым. Водителей, которые к нам приходят, мы подключаем к программе, обучаем работе с ней и сервису, производим техосмотр машины и медосмотр таксиста. Часто водители уже имеют планшеты, но, если что, мы даём их в аренду с выкупом на два-три месяца.

Как зарабатывает таксопарк

Доход таксопарка формируется из двух частей: процент от заказов и фиксированная плата за пользование программным обеспечением. Комиссия «Яндекс.Такси» составляет 8 % плюс НДС. Каждый месяц таксопарк должен платить сервису не менее 50 тысяч рублей комиссии. Если вы выполнили заказов на меньшую сумму, всё равно надо заплатить эти 50 тысяч.

От суммы каждого заказа таксопарку достается 15–20 %. Остальное получает водитель. Каждый таксист у нас выполняет три-четыре заказа в день, средний чек — 600 рублей за поездку. С заказа мы получаем примерно 36 рублей. Каждый день у нас бывает от 500 заказов. В рабочие дни их число доходит до 700–800, в выходные — до 1 500. Это не только пользователи «Яндекс.Такси», но и наши собственные клиенты.

Хлебные дни — вечер пятницы
и субботы, потом идёт затишье,
с вечера среды и четверга всё начинается снова

Соотношение своих заказов и заказов «Яндекс.Такси» у нас примерно 50 на 50. Свои заказы — это хорошая вещь. Лучше всего, если они корпоративные: тарифы хорошие, клиенты адекватные, водители такое любят, не бывает пустых приездов, любой заказ оплачивается по безналу. Такие клиенты ищутся банальной рекламой через интернет или через личные знакомства.

Хлебные дни — вечер пятницы и субботы, потом идёт затишье, с вечера среды и четверга всё начинается снова. Наибольшее число водителей на линии бывает около полуночи. В это время у нас на линии по 150 водителей, а всего в таксопарке 250–300 таксистов. Для кого-то основная работа, для других подработка один-два раза в неделю.

Некоторые водители подключаются сами к «Яндекс.Такси» и ловят заказы из дома. С сервисом также работают сотни московских таксопарков (только под «Таксометром» их около 700). Лидер рынка — таксопарк 2412, они выпускают по 50 машин новых на линию, другой крупный игрок — «Формула такси», это старая компания со своим таксопарком. Мы обычно входим в десятку по числу выполненных заказов.

Кто идёт в таксисты

Сейчас в Москве 80 % таксистов — это граждане СНГ. Есть русские водители с опытом, но у них свой круг клиентов, и часто они не зависят от агрегаторов заказов.

Большого притока людей, которых уволили с работы и они хотят стать таксистами, я не наблюдаю. Обычно такие водители предпочитают просто бомбить без лицензии. К тому же работать с сервисами заказа могут только машины определённого класса. Недавно «Яндекс» купил сайт Auto.ru, где можно делать выборку по цене машин. Сервис считает, что автомобили стоимостью 250–500 тысяч рублей — это экономкласс, от 500 тысяч до миллиона — комфорт, всё, что дороже, — бизнес. Если автомобиль на рынке стоит меньше 250 тысяч, на нём работать нельзя. Недавно из списка годных машин выпали Renault Logan 2010 года выпуска.

По статистике, 89 % машин на «Яндексе» — это экономкласс, 9,6 % — комфорт, 1,5 % — бизнес. Люди понимают, что машины эконом- и комфорт-класса могут быть примерно одинаковы, и экономят.

Как «Яндекс.Такси» влияет на рынок

В прошлом году «Яндекс.Такси» сильно улучшил сервис. В сентябре была экзаменация. Водителям надо было пройти тест на знание Москвы, а также поговорить с психологом, который оценивал уровень адекватности. В процессе происходили странные случаи. Водители, которые имеют пятёрки от клиентов и не вызывают у нас нареканий, получали на экзамене двойки, и у них падало число заказов. Проблема была в разговоре с психологом. Он задаёт вопросы из серии: что делать, если пассажир пьян, пролил на себя кофе. Водитель отвечает, что извинится и даст деньги, и получает двойку. Почему — не понятно. Но были и забавные водители, такие, кто говорил: «Нечего садиться в мою машину с кофе». Поэтому, да, сервис улучшается.

«Яндекс» запустил контроль качества. У них два борта, которые ездят по городу. Они вызывают по очереди водителей, проверяют состояние машины и документы. Кроме того, в компании боролись с подменами машин — теперь нет такого, что к клиенту приезжает другой автомобиль.

Какие проблемы бывают

Самая распространённая проблема — когда клиент отменяет заказ. Такси приезжает, а потом клиент говорит, что уже не надо. В этой ситуации водитель не защищён: ему никто не заплатит. Некоторые диспетчерские пытаются надавить на пассажира, чтобы он компенсировал выезд, но, думаю, это неправильно. Сейчас среднее время подачи — 8 минут, это два километра. Нет смысла из-за этого кричать на клиента, утверждая, что водитель совершил подвиг. Пассажир может накатать жалобу, водителю понизят рейтинг, и он будет сидеть без работы.

Самое неприятное — это пьяные клиенты. Тут водитель часто не может решить проблемы сам, начинается конфликт. Чтобы решить проблему, мы отправили диспетчеров на специальные курсы бесконфликтного общения.

Если вы действительно
забыли ценную вещь в такси,
90 %, что к вам пропажа вернётся

Случается также, что пассажиры что-то теряют. Мы вызываем машину в офис и проверяем. Если вы действительно забыли ценную вещь в такси, 90 %, что к вам пропажа вернётся.

Чаще всего клиенты жалуются на сервис: водитель ехал медленно, быстро, машина грязная, им нахамили. Мы обучаем водителя, чтобы он оказывал качественную услугу. Кроме того, пытаемся решить вопрос со сдачей. Если сумма небольшая, мы зачисляем деньги на телефон и списываем их со счёта водителя. Если сумма большая, водитель блокируется до тех пор, пока он не приедет в офис и не покажет, что у него есть мелочь.

Перспективы бизнеса

Падения числа заказов мы пока не ощущаем — возможно, только упал средний чек. Если в июне-июле санкции не снимут, ситуация ухудшится, будет, как обычно, летнее снижение, а потом осенью оно усилится. Но если ситуация нормализуется, то всё пойдёт нормально. Возможно, после того как Google предустановит приложение Uber в Android-смартфоны, появится конкуренция с его стороны. У этого сервиса другая бизнес-модель: он позволяет получать заказы непрофессиональным таксистам. Но в Москве пока его очень мало, о сервисе Wheely тоже мало слышно, он специализируется на бизнес-классе.

Я сейчас планирую выйти в регионы: «Яндекс.Такси» начинает работать в городах-миллионниках — хочу там организовать такие же службы такси.