В 2016 году проект «Арсенал: маршрут и образ» стал победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Музейный дизайн». Как оказалось, с помощью навигации — по сути, красивых и функциональных табличек — можно решить ворох проблем, в том числе финансовых. Достаточно сделать так, чтобы музей было легко найти, чтобы в нем было комфортно и легко ориентироваться, то есть сделать навигацию частью музейного сервиса, работающего на образ доброжелательности музея.

Фотографии

Илья Большаков

Процесс создания системы навигации в здании Арсенала длился целый год. Ее необходимость возникла еще в 2011 году, когда была открыта после реставрации одна треть здания. Уже тогда сотрудники своими силами разработали и смонтировали носители, обозначающие новые пространства: выставочный зал, медиатеку, киноконцертный зал и кафе. Более сложную задачу предстояло решить, когда здание открылось полностью в 2015 году. Тогда созданные своими силами носители обнаружили слабые стороны, и понадобилась помощь специалистов.

The Village узнал, как изменилась навигация в Арсенале и проще ли стало гостям Центра современного искусства разобраться, где что.


Анастасия Полозова

руководитель проекта «Арсенал: маршрут и образ»

Основная проблема, которую предстояло решить компании Zoloto Group — именно они стали разработчиками дизайнерского решения будущей навигации, — это отсутствие внутреннего сообщения между правым (выставочным) и левым (образовательным) крылом здания. Важно было грамотно сориентировать зрителя еще до входа в здание и обозначить функциональное наполнение пространств каждой из его частей. Вторая сложность была продиктована архитектурными особенностями здания. Проект реставрации и приспособления здания, выполненный на высочайшем уровне, накладывал на создателей дизайн-проекта определенные обязательства. При выборе материалов для будущих носителей разработчики использовали те материалы, которые уже присутствовали в Арсенале, — это металл и фанера, на которую с помощью УФ-печати нанесена вся необходимая информация. Работа по разработке системы навигации началась с серии опросов и исследований: логистического анализа территории Кремля и самого здания Арсенала. Именно мнения наших зрителей и сотрудников стали основными подсказками в определении маршрутов перемещения и точек принятия решения, где планировалось установить носители. Затем был долгий процесс создания и утверждения дизайна, разработка карты расположения информационных носителей, определение их количества. Следующий, не менее сложный этап — технологические решения производства и верстка текстовых и графических элементов. И вот сейчас все эти этапы позади, часть новых навигационных носителей уже установлена в правом крыле. Впереди — завершение производства и монтажа новой навигации во всем здании, после чего мы планируем провести серию опросов, чтобы понять, насколько она удобна и понятна нашим зрителям.


Анна Гор

директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО (Арсенал)

Изменение социальной функции музеев поставило перед ними очень важную задачу, которая раньше не артикулировалась и не была на поверхности: в музее должно быть удобно. Удобно — это значит понятно, комфортно. Значит, нужно снять все проблемы, связанные с пребыванием в этом пространстве. Вот сама система, которая делает музей именно таким для посетителей, называется навигацией. Это значит: в какой бы точке музея вы ни находились, оглянувшись, вы понимаете, что в одном месте едят, в другом вы получаете музейное обслуживание, в третьем обеспечивают ваши естественные потребности, в четвертом занимаются с вашими детьми. Таким образом, каждая точка музея приобретает некую систему гиперссылок. Когда человек туда попадает, он понимает, как перемещаться из одного пространства в другое, как ему это делать легко и незаметно. При этом указатели не могут выглядеть как лист бумаги, приклеенный скотчем, на котором что-то написано фломастером. Такое, к сожалению, встречается довольно часто, от этого нужно уходить. Система навигации превращается в элемент дизайна пространства. С помощью навигации решаются задачи внутреннего дизайна, интерьера, во многом обусловленного видом этой навигации; задачи комфорта для посетителей и оптимизированного перемещения по зданию, что хоть и опосредованно, но влияет на количество и качество посещений.

Решение всех этих задач благодаря проекту, посвященному новой системе навигации в Арсенале, превратилось для нас в увлекательнейшую и содержательную, можно сказать, игру для его участников: для сотрудников и социологов, которые исследовали потоки людей; для дизайнеров, которые разрабатывали систему навигации; для фирмы, которая изготавливала носители, и для зрителей. И вот вчера я видела такую картину: супружеская пара, которая только что посмотрела выставку и шла в задумчивости, потому что не все в этой выставке поняла, подошла к новым указателям и начала их гладить. Им было очень интересно, что же это за приятный на ощупь материал. Они проявили к этому живейший интерес и сказали, что выставку они посмотрели с удовольствием, но не очень поняли, а вот новые указатели им очень понятны и очень нравятся.


АННА ТАЛАНОВА

PR-менеджер Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ)

В нашем музее есть навигация, которую мы сделали своими силами, самостоятельно определяя маршруты и точки крепления указателей. Дизайнеров мы привлекали только для разработки макетов, это было сделано в момент внедрения нового фирменного стиля. Она есть, она работает, но у нас и не такое большое здание, чтобы поиск пространств был проблемой. Задача реализовать какой-то более масштабный проект навигации перед нашим музеем не стоит. Сейчас для нас более актуален вопрос навигации в городе, чтобы привести зрителя в музей, а в самом музее нас больше заботит вопрос информативности. Зрителям не хватает содержательной информации, стендов с текстами о той или иной части экспозиции. Этот запрос действительно есть. Что касается навигации, мне кажется, она не настолько хорошо работает, если честно. Она больше нужна самим сотрудникам музеев, для того чтобы понимать: они сделали все, что могли, чтобы обеспечить комфорт посетителей. Зрители, которые приходят и не читают таблички, так и не будут их читать. Хорошая навигация — это, конечно, большой плюс музею, но оценить его могут все-таки больше эксперты или коллеги.


Татьяна Мрдуляш

заместитель генерального директора по развитию Третьяковской галереи

Навигация для музея сегодня, как и для любого другого общественного пространства, — базовая необходимость. Посетителю должно быть удобно найти музей, зайти в него, посмотреть выставку, дойти до кафе и туалета, а потом выйти. Кроме удобства от навигации, особенно в музее, принято ожидать эстетического комфорта.

У нашей команды был опыт создания навигации с нуля в 2015 году в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Было понимание, что с преобразованием общественных пространств нужно делать систему навигации внутри здания, соответствующую его архитектуре и коллекции. Также стояли важные практические задачи, например, завести посетителей на четвертый этаж, где располагается прекрасная постоянная экспозиция, посвященная искусству ХХ века. Притом не было фирменного стиля, который можно было бы использовать в этом здании, общих правил визуальной коммуникации для музея. Маркировка входов сверху вниз (входы «А» и «В» на четвертом этаже, «С» и «D» — на третьем и так далее) стала оригинальным решением задачи привести посетителей на постоянную экспозицию.

Сегодня, поработав с сильными профессиональными командами дизайнеров на разных проектах, запустив новый фирменный стиль галереи и имея утвержденные шрифты и сетки, мы делаем внутреннюю навигацию Инженерного корпуса собственными силами. Это позволяет быстрее реагировать на меняющиеся обстоятельства.