История сервиса Skyscanner началась в 2003 году, когда шотландец Гаррет Уильямс устал искать самые дешёвые билеты на горнолыжный курорт и решил объединить все предложения авиакомпаний в одну таблицу на сайте. В 2009 году, заметив большой поток российских пользователей, Skyscanner запустил русифицированную версию сервиса. Сейчас компания работает на 50 рынках, имеет восемь офисов по всему миру и 40 миллионов посетителей в месяц. При этом Skyscanner не собирается переезжать из тихого Эдинбурга. The Village поговорил с исполнительным директором компании Марком Логаном и узнал, как там устроена работа и какими станут путешествия в будущем.

Жизнь в компании

Есть несколько вещей, которые делают Skyscanner особенным. Во-первых, у нас работают люди более 50 национальностей, хотя это не очень большая компания. Такое разнообразие позволяет нам быть ближе к пользователям из разных стран. Нам также помогает и то, что Skyscanner появился в небольшой Шотландии с очень маленьким внутренним рынком. С самого начала мы должны были думать в международном масштабе. Компании, зародившиеся на больших рынках, первое время концентрируются только на них, а потом вынуждены многое менять для международной экспансии. 

Есть и ещё одна вещь — мы пытаемся оставаться стартапом. Например, пару лет назад мы начали менять структуру компании, разделив её на команды, которые отвечают за разные направления и способны действовать практически независимо друг от друга. Причина в том, что, переставая быть стартапом, компания обрастает бюрократией, усложняется работа и затрудняются инновации.

Но, в отличие от других стартапов, которые инвестируют все средства в новый продукт, мы поступаем иначе. Мы принимаем тот факт, что работаем в условиях неопределённости, и прежде чем выпустить что-то новое, проводим ряд экспериментов. Мы пытаемся выявить все возможные ошибки как можно раньше и скорректировать их. Это позволяет не инвестировать слишком много в неверные решения. Уверен, что мы совершаем тысячи ошибок, но важно вовремя их исправить. Я мотивирую людей признавать ошибки: на встрече сам могу встать и сказать, что ошибся.

 

Марк Логан (Skyscanner): «Россия — один из главных рынков для нас». Изображение № 1.

Ценности есть у многих, как правило, они звучат абстрактно – целостность, сотрудничество и всё в этом роде

 

Есть и другие вещи, которые помогают наладить коммуникацию в коллективе. В нашем офисе повсюду висят плакаты, которые сообщают: «Твоё следующее место работы — это мобайл». Дело в том, что в последние два года мы видим рост этого сегмента. Интернет-бизнес очень быстро меняется. Мы заметили это изменение и поняли, что именно там хотят быть наши клиенты. Тогда мы решили спровоцировать разработчиков, написав такие плакаты. Иногда довольно трудно убедить работников сосредоточиться на новой задаче. Одно дело понимать это на интеллектуальном уровне, другое — на эмоциональном. Эмоциональное восприятие изменений занимает больше времени. Плакаты позволяют донести эмоциональный посыл: твоё будущее — там.

У нас в компании четыре ценности. Вообще, ценности есть у многих, как правило они звучат абстрактно — целостность, сотрудничество и всё в этом роде. Мы решили придумать что-то более конкретное. Например, одна ценность звучит так: твоя мама пользуется Skyscanner. Многие хотят, чтобы мама ими гордилась. Кроме того, людям старшего поколения труднее разбираться в технике — сервисы должны быть простыми и понятными. Этот понятный посыл мотивирует людей работать эффективнее. Мне кажется, что также важно стимулировать ответственность. Парадоксальным образом, поощряя самостоятельность, мы получаем более сплочённую команду. 

 

Марк Логан (Skyscanner): «Россия — один из главных рынков для нас». Изображение № 2.

 

Ситуация на рынке

Дела у Skyscanner идут хорошо: у нас более 40 миллионов уникальных посетителей в месяц и более 40 миллионов загрузок нашего приложения. В прошлом финансовом году выручка выросла на 42 % и составила 93 миллиона фунтов, а прибыль (EBITDA) — 20 миллионов. Несмотря на масштабы, компания до сих пор быстро растёт. Россия для нас — один из главных рынков. Я не могу раскрывать детали по России. Но мы всё ещё растём в этой стране, за прошлый год число российских пользователей выросло более чем на 50 %. Даже если экономика страны замедляется, мы продолжаем увеличивать аудиторию.

Мы давно заметили, что, когда у людей возникают финансовые трудности, они более тщательно выбирают, сравнивают цены. Интересный пример: лоукостер Ryanair, который вырос во время рецессии 2008 года. Skyscanner тоже помогает людям экономить на путешествиях, пережить трудные времена за счёт грамотного бронирования. Рынок путешествий растёт даже в кризис, потому что поездки - это жизненная необходимость, а не роскошь.

Мы любим наших российских пользователей и не собираемся уходить с этого рынка или сокращать присутствие. Россия — одна из важнейших экономик мира. Мы продолжаем вкладывать в развитие этого направления, у нас над этим в Эдинбурге работает вторая по величине национальная команда.

 

Марк Логан (Skyscanner): «Россия — один из главных рынков для нас». Изображение № 3.

Я люблю шахматы и русских гроссмейстеров. С помощью этой игры я понял, что всякое положение имеет преимущества и недостатки

 

Офисы

Компания зародилась в Шотландии, но мы избегаем понятия штаб-квартиры. Помимо офисов в Эдинбурге и Глазго, у нас есть офис в Сингапуре, и благодаря ему мы нанимаем людей по всей Азии. Офис в Майами позволяет присутствовать в Америке. Кроме того, есть два офиса в Китае, офисы в Барселоне, Будапеште и Софии.

Но всё же мы не собираемся покидать Эдинбург. Я люблю шахматы и русских гроссмейстеров. С помощью этой игры я понял, что всякое положение имеет преимущества и недостатки. Эдинбург — это не Силиконовая долина. Но здесь есть один из лучших университетов, который готовит разработчиков, здесь живёт много учёных. Город постоянно посещают новые люди, знакомясь с ним во время летнего фестиваля. Благодаря этому мы можем привлекать работников из разных стран.

Мы думали и об открытии офиса в России, но пока не готовы это сделать. Мы стараемся соблюдать баланс между близостью к пользователям и экономией ресурсов. Мы не можем быть повсюду, да это и не нужно: мы интернет-компания. Кроме того, мы один из самых высоко оценённых стартапов в мире, который при этом приносит прибыль. Это стало возможным в том числе и благодаря осторожному отношению к расходам и инвестициям.

 

Марк Логан (Skyscanner): «Россия — один из главных рынков для нас». Изображение № 4.

 

Будущее

Я думаю, что рынок путешествий ждёт сильный рост по всему миру. Мы видим большой рост в странах вроде Кореи, Японии, Китая. 20 лет назад на рынке были только турагентства, потом интернет произвёл революцию, и ещё большие изменения принёс мобильный телефон. Пакетные туры часто были не очень привлекательными: люди захотели сами решать, куда и как ехать.

Думаю, что в будущем мы сможем иметь турагентство в кармане. Технологии постоянно развиваются, смартфоны становятся больше. Возможно, через пару лет я смогу взять телефон и спросить: «Куда я смогу поехать в ближайшие 5 часов и где снять номер с видом на море и джакузи (никогда не имел джакузи в номере, но пусть будет так)?» Раньше такие туры подбирали турагентства, и это должны уметь онлайн-агентства. У нас уже есть кое-что. Мы уже добавили на сайт функцию бронирования отеля и аренды машины, но нужно создать единую базу, которая могла бы объединять все элементы вместе.

 

   

 Марк Логан (Skyscanner): «Россия — один из главных рынков для нас». Изображение № 5.

Иларион Копалейшвили 

менеджер по маркетингу Skyscanner в России

Что происходит на российском рынке путешествий

В России происходит смена приоритетов путешествий. В этом году сильно выросли внутренние направления. Летом был пик поиска авиабилетов на юг — в Сочи, Симферополь, Минводы и другие города. В прошлые годы были популярны европейские курорты вроде Барселоны, она и теперь в топе, но растут другие направления. Кроме того, когда начались проблемы с туроператорами, мы заметили большой приток посетителей на сайт. Думаю, дело в том, что СМИ наконец стали больше рассказывать о заказе билетов онлайн в качестве альтернативы турагентствам. В 2014 году мы выросли на 52 % по числу пользователей в России, хотя в целом в индустрии год называли провальным. И в данный момент растём в таком же темпе. Причём регионы растут активнее двух столиц. Жители провинции часто даже более решительны: они вбивают поисковый запрос и сразу покупают билеты. В то время как москвич может зайти на сайт несколько раз, прежде чем решится на покупку.

Вообще, российский рынок сильно привязан к сезону. Самые популярные даты для поездок — начало ноября и мая, лето и новогодние праздники. Стоит лишь немного выйти за рамки привычных дат — и билеты могут стоить намного дешевле, чем в праздники. Значительную экономию приносит поиск авиабилетов в течение всего месяца или года, а также поиск всех доступных направлений с вылетом из заданного аэропорта. Мы стараемся рассказывать о таких приёмах экономии через новости на сайте, социальные сети и рассылку, но россияне всё равно сильно привязаны к датам и не все готовы изменить привычки.

Помимо внутреннего туризма, этим летом была популярна Восточная Европа: Черногория, Болгария. Греция тоже не спугнула россиян своим кризисом. В этом году также выросло число пользователей, покупающих у нас билеты в Анталью. Раньше самостоятельные туристы ехали в Стамбул, в остальные города Турции — брали пакетные туры. Сейчас прежние пакетные туристы начинают покупать билеты самостоятельно.

Среди направлений-аутсайдеров — дальние страны. В силу дороговизны стали менее популярны путешествия в Азию из Москвы и Петербурга. Мы недавно подсчитали, что в твёрдой валюте цены на авиабилеты иногда даже дешевле, чем год назад (компании пытаются привлечь клиентов скидками). Но из-за падения рубля расходы на поездку в целом выросли, и люди не торопятся брать билеты.  

 

    

 

Куда летают россияне

Страна

Доля билетов

   

Россия

41,55 %

   

Крым

5,56 %

   

Испания

4,30 %

   

Италия

3,95 %

   

Турция

3,53 %

   

Таиланд

3,39 %

   

Германия

3,10 %

   

Франция

1,95 %

   

США

1,61 %

   

Чехия

1,50 %

Источник: бронирования Skyscanner за июль 2014 — август 2015 года 

 

    

ФОТОГРАФИИ: Константин Митрохов