Уже почти пять лет у меня своё дело — консалтинговое агентство, оказывающее в том числе услуги пиар-сопровождения. 

У нас нет какой-то чёткой специализации. Однажды выиграли тендер на разработку рекламной кампании, в котором участвовало несколько грандов вроде BBDO, и нашей рекламой был увешан весь Киев. Логотип и сайт, который мы сделали для одной государственной компании, я до сих пор считаю самым приличным из всего, что есть у российских организаций с госучастием. Для меня всегда главным драйвером был интерес. Лучше делать что-то в первый раз с интересом, чем в пятисотый с отвращением. Интерес — это не блажь, а механизм выживания. 

Я сам верил во многие мифы, связанные с бизнесом и предпринимательством, и мне пришлось развенчивать их на собственном опыте.

 

МИФЫ-НАДЕЖДЫ

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 1.

 

Миф об универсальном управленце:

«Чтобы иметь свой бизнес, достаточно получить бизнес-образование. Можно не заниматься чёрной работой, а сразу учиться управлять, потому что не важно, каким бизнесом управляешь».

Так получилось, что в самом начале своего трудового пути я занимался чем попало. Был курьером — развозил по офисам питерский деловой журнал «Топ-менеджер», раздавал газеты у метро, продавал наружную рекламу и рекламу в газету, собирал данные в справочники. Был рядовым интервьюером — опрашивал случайных людей на улицах и по телефону.

В то время я был студентом довольно престижного питерского вуза, и у нас на курсе учились дети крупных бизнесменов и федеральных чиновников, поэтому, когда я раздавал газеты у метро, я жутко стеснялся: вдруг кто-то из однокурсников увидит.

Впоследствии то, что я начал с самых низов и многое делал сам, стало моим преимуществом.

Неосознанно я проделал путь, который многие владельцы крупных корпораций вроде семьи Аньелли заставляют пройти своих детей перед тем, как передать им семейный бизнес. Это даёт возможность понять, как работает система в целом.

Самое главное, что нужно делать в начале пути, — это искренне интересоваться тем, как всё устроено, и развивать навыки.

В начале карьеры мне довелось участвовать в нескольких проектах на загибающихся советских заводах. Общаясь с рабочими, я заметил, что они совсем не уважают руководителей предприятий, ведь некоторые из них, управляя заводом по несколько лет, даже не удосужились зайти в цех. Рабочие ностальгировали по директорам прошлых лет, которые разбирались в производстве. 

Офисные работники в этом смысле мало отличаются от рабочих инструментального цеха Тихвинского завода транспортного машиностроения.

 

Миф о большом начальнике:

«Сейчас я найму сотрудников, сяду в большое кожаное кресло и не буду ничего делать».

Если вам удастся взять правильного человека на правильное место, ваши доходы могут возрасти. Но вам точно придётся работать больше.

Непонимание руководителями этого простого принципа приводит к тому, что компании заваливаются именно на этапе расширения. Мне самому попытка нанять людей и отстраниться от работы едва не стоила бизнеса: доходы компании сократились примерно в пять раз. И не потому, что кто-то что-то воровал. Возможно, есть бизнес, который может жить без полной отдачи руководителя и основателя, но лично я таких не видел. Собственный бизнес — это, конечно, свобода, но если вы хотите быстро расти и расширяться, готовьтесь к рабству.

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 2.

МНЕ САМОМУ ПОПЫТКА НАНЯТЬ ЛЮДЕЙ И ОТСТРАНИТЬСЯ ОТ РАБОТЫ ЕДВА НЕ СТОИЛА БИЗНЕСА: ДОХОДЫ КОМПАНИИ СОКРАТИЛИСЬ ПРИМЕРНО В ПЯТЬ РАЗ.

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 3.

 

МИФЫ-СТРАХИ

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 4.

 

Миф о начальном капитале:

«Чтобы начать бизнес, нужен стартовый капитал. Минимум $10 (20, 30, 50, 500) тысяч».

Как таковая компания — это всего лишь несколько листов бумаги, которые лежат в папке. Это роднит все бизнесы, начиная с «Лукойла» и заканчивая турфирмой на цокольном этаже вашего дома.

Первоначальные затраты комфортно укладываются в 1–2 тысячи долларов. Такую сумму может позволить себе потратить любой клерк. Госпошлина на регистрацию юридического лица составляет 4 тысячи рублей. Если вам лень самостоятельно заполнять документы, обратитесь в юридическую фирму, которая за 10–20 тысяч подготовит их, а также уведомит соответствующие органы. Что-то около тысячи рублей уйдёт на открытие расчётного счёта. Ещё 40–60 тысяч в год вам будет стоить бухгалтер.

После этого можно начинать. На первом этапе вы легко сможете обойтись без сайта, офиса, штатного бухгалтера, офис-менеджера и юриста. Договоры, счета, акты, счета-фактуры и платёжки в банк-клиенте можно готовить самостоятельно: образцы документов легко найти в интернете. Да, это нудно. Иногда это может занять полдня, но это плата за свободу.

Затраты можно минимизировать всегда. Вы будете смеяться, но свои первые счета я выставлял из ближайшего отделения Почты России. Вся операция — распечатать документ на принтере, поставить печать, отправить факс (тогда факсы ещё были в ходу) стоила примерно 20 рублей. На первом этапе это позволило мне не только обойтись без офиса, но даже не покупать принтер.

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 5.

ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ФРИЛАНСЕР, ПРИКРЫВАЮЩИЙСЯ ООО, ВАМ БУДУТ ПЛАТИТЬ НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ФРИЛАНСЕРУ. РАЦИОНАЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЭТО СЛОЖНО ПОНЯТЬ. СЧИТАЙТЕ, ЧТО ЭТО MAGIC.

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 6.

Главное преимущество ведения собственного бизнеса перед работой по найму: каждое обращение к вам — это деньги.

Часто люди не вдумываются и руководствуются стереотипами. Если фирма, значит много людей — надо платить больше.

Если быть до конца честным, офис хоть и позволяет брать больше денег, но для работы не нужен вообще. Первые два года я работал без офиса, но это не мешало мне координировать 15 сотрудников из пяти городов в трёх странах с минимальным количеством личных встреч и телефонных звонков. Часто хорошо написанное техзадание эффективнее нескольких совещаний.

 

Миф о деловом климате:

«Я боюсь начинать бизнес, потому что меня будет кошмарить налоговая и другие проверяющие органы».

Попробую подобрать более доступный эквивалент этому высказыванию: «Я боюсь пойти в спортзал и поднять штангу, потому что превращусь в огромного стероидного качка, а потом у меня вырастут сиськи».

Бредовость последнего высказывания не отрицает наличия стероидных качков и просто уродливых качков. Но чтобы достичь такого состояния, в спортзал придётся ходить очень долго. А ещё принимать препараты.

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 7.

ЭТО ЦИНИЧНО, НО ПОКА ЕСТЬ СТЕРОИДНЫЕ КАЧКИ — КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ СИДЯТ НА БОЛЬШИХ ГОСПОДРЯДАХ, ИЛИ ПРОСТО КРУПНЫЕ КОМПАНИИ, ВАМ БУДЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНО ВЫИГРАТЬ У НИХ КОНКУРЕНЦИЮ ЗА ВНИМАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ. 

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 8.

Плохой деловой климат сказывается на малом и среднем бизнесе, но скорее косвенно — тем, что деньги, на которые крупная компания могла бы заказать вашу работу, с высокой долей вероятности будут потрачены на взятку чиновнику.

 

Вместо послесловия. Миф о #стабильности

Самое главное, почему я начал свой бизнес, — это свобода. Она начинается со свободы в мелочах. Я знаю, через сколько мытарств приходится пройти сотруднику среднестатистической российской компании, чтобы поменять офисное кресло или монитор. Я хотел сам решать, в каком офисе я буду работать, на каком стуле и за каким ноутбуком сидеть. Хотел сам распоряжаться своим временем, потому что понял, что это позволит мне работать эффективнее и в конечном счёте получать больше удовольствия от жизни.

Я знаю одну фирму, где люди любили работать из дома, но однажды её руководитель (кстати, экспат) пришёл в офис и не застал там двух третей сотрудников. После этого вольница закончилась. Для компании это оказалось не очень хорошо: буквально в течение полугода её покинула группа талантливых специалистов. 

У моих сотрудников столько же свободы, сколько у меня. Однажды я понял, что офис пуст, а мои сотрудники работают из разных городов. Кто-то из Киева, кто-то из Парижа, а один вообще из Таиланда. Меня совсем не волнует, где физически находится мой сотрудник, главное, чтобы он делал работу.

Ещё я не нанимаю обслуживающий персонал. Зачем нужен секретарь, если у всех есть мобильные телефоны и каждому сотруднику можно дозвониться напрямую? Я легко сам могу заказать себе билеты или отель, настроить сеть и, если необходимо, купить бумагу или картридж для принтера. По этой же причине у меня нет сисадмина.

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 9.

ЕДИНСТВЕННОЕ, К ЧЕМУ ПРИДЁТСЯ ПРИВЫКНУТЬ, — ЭТО К ОТСУТСТВИЮ #СТАБИЛЬНОСТИ.

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 10.

Если вы не заработаете, никто в конце месяца просто так не выплатит вам деньги. А вам как раз надо платить, и много: зарплату, аренду, налоги и другие расходы. Это состояние сродни первым двум неделям за рулём. Особенно если вы начинали водить в Москве. Только в бизнесе процессы длятся дольше, и окружающие люди принимают решения намного медленнее, чем на дороге. Поэтому и стресс продолжается дольше — около двух лет. А проходит, когда понимаешь две вещи:

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 11.

 

#Стабильности на самом деле не существует.

Микроблогер @KermlinRussia о своём микробизнесе. Изображение № 12.

 

В этом нет ничего страшного. Хотя бы потому, что лучше это знать, чем не знать.