Сэр Мартин СОРРЕЛЛ

 

 

миллионер, CEO WPP Group

 

 

 

Жизнь состоит из двух вещей: проблем и возможностей, которые постепенно становятся проблемами, если их вовремя не использовать. Большинство возможностей связаны либо с географией, либо с технологией. И то и другое (география в меньшей степени) крайне непостоянны. Возможно, вы мне возразите и приведёте последние события в США и Европе и социокультурные изменения, которые делают страны вроде России перспективными, а развитые страны, наоборот, менее привлекательными. Но как бы то ни было, контролировать изменения сложно — важнее попытаться представить тенденции, которые мы увидим в будущем.

Когда Мьянма стала политически открытой, буквально из ниоткуда появились 66 млн людей. Для нас, западной компании, это означало открытие нового рынка, так что мы вошли на него и очень быстро купили агентство с десятками сотрудников и регулярными исследованиями рынка. То же самое может произойти и с Кубой, и с Северной Кореей — это кажется невозможным, но подвижки в эту сторону, связанные с их новым вождём Ким Чен Ыном, есть. 

Неиспользованные вовремя возможности становятся проблемами.

 

С технологиями дело сложнее. Неделю назад я был в Кремниевой долине, посетил Facebook и Googleplex, видел штук 70 стартапов. Я не гик, я не компьютерный фанат, так что мне было сложно понять, что происходит. Но если бы у меня был совет для Facebook, он бы звучал так: расслабьтесь. Мне кажется, Facebook слишком озаботился собственной монетизацией — возможно, из-за того, что они вышли на IPO и давление на них, несомненно, увеличилось.

В своём письме перед IPO Цукерберг написал, что Facebook — это прежде всего социальная сеть, а не компания, и это не очень связано с мыслью, что реклама для Facebook — проблема номер один. Если я переписываюсь с кем-то в Facebook и внезапно вижу рекламу, вряд ли буду рад. Социальная сеть — это скорее инструмент брендинга, а не рекламы. Вы напишете у себя в Facebook «Мартин Соррелл — классный!», и это не приведёт ко мне толпу клиентов, но всё равно отлично повлияет на бренд. Так что Facebook стоит не переживать и не следить за ценами на акции, а пытаться сохранить дух Кремниевой долины. У этой компании сейчас миллиард пользователей, это третья страна в мире по численности населения, и когда-нибудь они станут первой, это дело времени.

Социальная сеть — это скорее инструмент брендинга, а не рекламы.

 

Google — совсем другое дело. Конечно, у них есть Google+, но поиск работает совершенно иначе. В случае с Google я  вижу пять главных вещей: поиск, дисплей, видео, социальные сети и мобильные устройства. Собственно, и WPP должны тратить на это больше всего сил и внимания. Нам нужно сделать традиционный бизнес цифровым, цифровой бизнес — ещё более цифровым, и стать лучшими в этих сферах, а затем укрепиться на рынках, которые развиваются быстрее всего — например, в России.

Я полон оптимизма касательно России и уверен, что ваша страна скоро будет успешной. Для этого должна измениться пара вещей. Русским следует научиться просчитывать на несколько шагов вперёд и перестать думать о сегодняшнем дне. Я говорил это многим, в том числе политикам, и что удивительно — никогда не встречал разногласий. Возможно, потому, что Россия прошла долгий путь за короткое время, взгляды людей очень поменялись: теперь они беспокоятся о том, продолжатся ли демократические изменения. Но мне почему-то кажется, что беспокоиться не о чем.

 

Фотография: Михаил Федоров