Руслан ФАЗЛЫЕВ

Основатель Ecwid

Работайте с массами

Мы придумывали X-Cart в эпоху, когда все интернет-магазины строились с нуля, как когда-то было с автомобилями — каждый создавался по спецзаказу. X-Cart был первым шагом в сторону создания массового продукта: мы дали программистам возможность сэкономить время. Вместо того чтобы делать магазин с нуля, они покупали готовую платформу и адаптировали её под себя. Ecwid логически завершает этот шаг. Теперь совершенно любой человек может бесплатно и самостоятельно создать магазин, затратив на это минимум усилий. Чтобы сделать платформу массовой, мы убрали все возможные хлопоты, связанные с созданием своего магазина. Я убеждён, что именно массовый продукт со временем может стать одновременно и самым дешёвым, и самым качественным.

Будьте проще

Отказ от сложных решений даёт большие преимущества в плане удобства и надёжности. Бывают продукты, требующие индивидуальной настройки, выбора различных режимов. Но таков закон: чем больше у вас кнопок, тем больше вероятность, что появятся такие комбинации, при которых система не будет работать. 

 

 

Чем проще сервис, тем сложнее
его испортить.

 

 

 

Те разработчики, которые предлагают пользователям самим настраивать систему, просто плохо понимают своих клиентов. Мы осознанно отказались от этого ради простоты и благодаря этому значительно увеличили объём нашей аудитории. Нашу систему используют и люди преклонного возраста, и несовершеннолетние, которые, например, хотят открыть магазин комиксов.  

Не делайте хуйню

Это важно, и мы об этом принципе постоянно друг другу в команде напоминаем. Зачем тратить жизнь клиентов и свою собственную на создание чего-то среднестатистического? Если пустить хуйню в свою жизнь, она начинает размножаться, а таких последствий нам не надо. Поэтому, если уж начинаем что-то делать, то делаем хорошо.   

Создавайте интегрируемые продукты

Ecwid построен на вере в то, что сайт будущего — это коллаборация компонентов, которые взаимодействуют друг с другом и благодаря этому работают на общий результат. Достаточно посмотреть на последние интернет-тренды. Изначально интернет был децентрализован, страницы были разрознены. Затем они стали собираться в одно целое. Социальные сети присутствуют на других сайтах в виде виджет-комментариев, выполняя свою функцию, так же как и платёжные компоненты, наподобие PayPal. Раньше ты создавал интернет-магазин, а затем понимал, что ещё тебе нужна система управления контентом. Твои разработчики делали её как могли, а затем были вынуждены следить за обновлениями и соответствием обоих этих компонентов требованиям рынка. То есть им приходилось покрывать огромный спектр компетенций, вместо того чтобы заниматься тем, в чём они по-настоящему круты. В последнее время у Ecwid, кроме частных, появляется всё больше корпоративных заказов: компаний, управляющих миллионами сайтов, которые интегрируют нашу систему в свою и подают её под своим брендом.        

Сделайте хорошо сразу

В Ecwid мы на порядок уменьшили расходы на техподдержку. В России почему-то не принято думать о цене владения продуктом: пользователи учитывают только цену покупки, а не то, что придётся потратить на его содержание и обслуживание. При работе с X-Cart это была моя главная головная боль. 

 

Когда делаешь продукт,
в котором клиент может
«копаться», ломается
очень много вещей.

 

 

Клиенты постоянно жаловались на то, что обновления и обслуживание стоят слишком дорого, подозревали нас в том, что мы специально делаем несовершенный продукт, чтобы зарабатывать на техподдержке. Поэтому в случае с Ecwid я решил, что надо однажды вложиться в создание надёжного продукта и для этого взять на работу самых талантливых разработчиков. Когда делаешь массовый продукт, высокие расходы на разработку растворяются в доходах от большого числа продаж. Лучше долго вкладываться в готовый массовый продукт, нежели создать что-то требующее доработки, продать это 300 клиентам и держать огромный штат поддержки для устранения косяков.

Вкладывайте в продукт, а не в рекламу

Сейчас благодаря соцмедиа информация о том, что продукт хороший, распространяется очень быстро, так же как и слухи о том, что продукт плохой. Поэтому лучше вкладывать в офигительный продукт, который будет работать сам на себя. Вложив кучу денег в рекламу плохого продукта, ты лишь ещё больше навредишь ему. Ещё один плюс больших инвестиций в продукт — его невозможно будет скопировать. Когда конкуренты постараются сделать нечто подобное, тебя нельзя будет догнать, ведь ты уже вложил в него десятки тысяч человеко-часов. 

Нанимайте лучших

Мы очень долго искали подходящего человека на должность главы отдела продаж, знакомый посоветовал мне Джима О'Хару, ранее отвечавшего за продажи в Cisco и Symantec.

 

 

Я считаю, что американцы
умеют продавать лучше, чем мы.

 

 

Поэтому я позвонил ему, и совершенно случайно оказалось, что у него был последний рабочий день в его бывшей компании. Я пригласил его в Россию, и это было для него настоящее приключение. Он летел эконом-классом, и ему по ошибке забронировали простое купе, в котором он ехал с тремя крупногабаритными персонажами, не говорящими по-английски. Он пообщался с командой, а затем написал, как он видит наши дальнейшие планы. Мы начали торговаться об условиях работы, и я долго сомневался, нужен ли мне такой дорогой специалист. Несколько недель спустя я был на конференции и выключил звук телефона, вечером смотрю, а там сообщение от Джима: «Руслан, через три часа я должен дать ответ на другой джоб оффер. Что ты решил?» Я смотрю на часы и понимаю, что сообщение пришло 2 часа 57 минут назад, и срочно пишу ему, что я согласен. Сейчас он занимает должность президента нашей компании и управляет представительством Ecwid в США и глобальными продажами.

Не бойтесь стать платными

Фримиум-модель (бесплатное пользование продуктом с возможностью покупки дополнительных опций) работает в электронной коммерции, потому что возможности монетизации твоего сервиса очевидны для клиентов. Никто не будет платить за пользование Twitter $40 в месяц. Ecwid помогает людям зарабатывать. Мы облегчаем создание бизнеса на раннем этапе, и по мере его роста клиенты естественным образом переходят на платные аккаунты. Чтобы определить цену продукта, надо понять, насколько ценно то, что вы предоставляете человеку. Вопреки распространённому мнению, люди готовы платить за нужные им вещи в интернете. И в России соотношение бесплатных и платных аккаунтов у Ecwid не меньше, чем в других странах. Пиратство здесь расцвело потому, что не существовало удобной системы оплаты, но, на мой взгляд, это временное явление.  

 Фотография на обложке: Ольга Агафонова/Коммерсантъ