Юрий ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Cоздатель марок Yorkme и Creamme, преподаватель курса о предпринимательстве МГИМО, автор книги «Маркетинг в интернете: сайт, который зарабатывает» и ЖЖ-блога

Давайте для начала определимся, что такое интернет-магазин, чтобы не путаться в терминах. Возьмём, к примеру, сайт издательства «Манн, Иванов и Фербер». На их сайте есть все книги, которые они издают. По сути, продажа книги (убеждение человека в том, что он эту книгу хочет) происходит на сайте издательства. Но купить книгу на нём нельзя, зато с описания каждой книги можно попасть на страницу интернет-магазина «Озон.ру», где остаётся только оплатить её. Причём, что интересно, со страницы книги на сайте издательства вы переадресуетесь не на страницу книги в «Озоне», а на уже добавленную в корзину книгу. Является ли в данном случае сайт издательства «Манн, Иванов и Фербер» интернет-магазином? Конечно.

Второй пример — наш сайт косметики для собак и кошек Yorkme.ru На нём вы выбираете нужный вам товар, нажимаете «купить» — и попадаете на сайт интернет-магазина партнёра, который осуществляет доставку и принимает оплату товара. Но не сразу в корзину, а на каталог всей косметики на этом сайте. Является ли сайт Yorkme интернет-магазином? Несомненно.

Третий пример — сайт, который мы делаем для нашей косметики для ухода за кожей с псориазом Creamme. На сайте можно будет купить товар, добавить его в корзину, оплатить. Но де-факто доставку будет делать сторонняя курьерская служба — мы этим заморачиваться не будем. Является ли сайт Creamme интернет-магазином? Так точно.

Во всех трёх случаях, описанных выше, мы говорили про интернет-магазины. Таким образом, выведем определение:

Интернет-магазин — это сайт, на котором можно найти полное описание товара и купить его (прямо на сайте или по ссылке на другой сайт).

хороший интернет-магазин — это такой сайт, который вызывает желание тут же купить описанную на нём вещь.

 

В целом создавать интернет-магазины могут две категории людей: перепродавцы и производители.

Если вы производитель, то создавать интернет-магазин надо с первого дня существования компании. И не важно, осуществляете ли вы приём оплаты или доставку — вполне достаточно для начала пойти по тому варианту, по которому мы пошли в Yorkme, отдав розничное подразделение надёжному партнёру и поставив с описания товаров на сайте ссылку на партнёра. Этот магазин вы уже можете везде пиарить и продвигать: в традиционных СМИ, в онлайн-СМИ, через контекст, через SEO, в социальных сетях — лишь бы создать спрос. Повторюсь: свои интернет-магазины должны быть у всех производителей (и эксклюзивных импортёров).

Если же вы перепродавец и не производите сами товары, которые вы продаёте, то тут надо быть осторожным.

Перед тем как создавать 101-й интернет-магазин товаров для детей (не ваш 101-й, а ваш первый, когда 100 чужих на рынке уже существуют), подумайте: как вы сделаете так, чтобы посетитель сайта захотел купить детское питание именно у вас (а не в других магазинах, которые у него открыты на параллельных вкладках, где продаётся тот же товар по той же цене).

Когда же стоит открывать интернет-магазин для перепродажи товаров? Вот примеры успешных стратегий для такой ситуации:
— да, вы перепродавец, но такой товар есть только у вас;
— да, вы перепродавец, но по каждому товару вы даёте подробные консультации и разбираетесь в вашем сложном товаре лучше всех;
— да, вы перепродавец, но вы доставляете по выходным;
— да, вы перепродавец, но у вас есть свой раскрученный онлайн-клуб фанатов BMW, которые будут покупать кепки с лого BMW только у вас.

А вот пример стратегии неуспешной: да, я перепродавец, но я продам дешевле. Демпинг — кратчайшая дорога в никуда.

Пока вы не придумали хорошую стратегию, не открывайте свой интернет-магазин.

 

Когда вы разобрались со стратегией, сначала обсудите её с друзьями и потенциальными клиентами — посмотрите, убедит ли она их. Если да, можете думать об открытии интернет-магазина.

И да, напоследок — главный совет. Создавать ваш первый онлайн-магазин нужно как можно раньше. Всё равно будущее — за интернетом. Поэтому, если вы хотите быть успешными, надо поскорее разобраться в том, что это за зверь — онлайн-ритейл, и как всё это дело работает (и как не работает).