Стоп-слова: 8 каверзных вопросов инвесторов. Изображение № 1.

 

 

Анна СОКОЛОВА

Шеф-редактор H&F

Осенью я пошла на одну из конференций стартаперов — их в Москве проходит по две в неделю. Выглядело это так. В одном из помещений на «Флаконе» по периметру стояли столы, за которыми сидели начинающие предприниматели. На столах — буклеты, стопки визиток, ноутбуки и планшеты для презентации проектов. Все стартаперы были чрезвычайно молоды и говорили о своих начинаниях очень вдохновенно.

Каждый раз, когда они начинали свою презентацию, вокруг собиралась толпа зевак, раскрыв рот слушающих историю о новой бизнес-идее. Презентации очередного сервиса для предпринимателей, позволяющему понять, насколько хороша их команда, казалось, ничто не угрожает. Но вот из толпы раздался вопрос. «А на чьей методике основан ваш сервис?» — громко сказал уверенный в себе молодой человек. Он пояснил, что несколько лет работал бизнес-тренером, потом присоединился к венчурному фонду, инвестирующему в разного рода стартапы, — самый что ни на есть потенциальный инвестор, от ответов на вопросы которого зависит будущее компании. Стартаперы начали что-то отвечать. Достаточно неуверенно. «Чем ваша идея отличается от сервисов других компаний, я знаю таких десяток?» — не унимался инвестор. Через пару минут стало понятно: чёткого ответа на эти вопросы начинающие бизнесмены дать не могут, и в случае чего денег они не получат. 

Такое может случиться с любым предпринимателем, который решится искать финансирование у инвесторов. Как правило, эти люди завалены презентациями бизнес-идей, устали от бесконечных питчей. Поэтому к новым просителям поддержки они относятся скептически. Как не растеряться на встрече с ними?

В помощь начинающим бизнесменам издание The Next Web подготовило список каверзных вопросов и замечаний, которыми инвесторы любят сбивать с толку стартаперов. В его составлении участвовали эксперты из инвестфондов, которые сами часто так себя ведут. Вот как они советуют себя вести на переговорах с придирчивым инвестором.

 

«Я забыл, чем вы занимаетесь»

У венчурных инвесторов бессчётное число встреч с предпринимателями, и ещё больше презентаций они получают по почте. Неудивительно, что они могут забыть о вашем проекте вскоре после того, как вы ему о нём рассказали на какой-то стартап-конференции.

Не принимайте такое высказывание близко к сердцу — лучше начните встречу с краткого описания сути вашей идеи и предыдущего опыта. Это позволит избежать неловкой ситуации в процессе разговора.

 

«Я не понимаю, в чём суть идеи»

Говорите просто и по делу. Придерживайтесь выбранной линии повествования и не перескакивайте с одной истории на другую. Выражайтесь яснее: инвестор, вероятно, не станет читать между строк. Относитесь к нему как к очень ценному клиенту — по крайней мере, вы наберётесь опыта в процессе общения с ним.

Кроме того, убедитесь, что инвестор действительно понимает суть бизнеса, а не просто думает, что понимает. Для этого в конце переговоров стоит добавить: «Я рассказал, что мы делаем, теперь не могли бы вы высказать свои идеи о том, как наш бизнес будет развиваться в дальнейшем?» Это позволит получить отзыв о презентации.

Конечно, это подразумевает, что вы сами понимаете, что делаете.

 

«Я знаю пару компаний, которые делают
нечто подобное»

Любой предприниматель должен хорошо ориентироваться на рынке, на котором он работает, и знать своих конкурентов. Если инвестор не в курсе, стоит рассказать ему о похожих проектах и о преимуществах вашего перед ними.

 

«Могу ли я увеличить стоимость этого бизнеса?»

Покажите, как инвестор сможет помочь бизнесу вырасти. Каждому из них хочется быть не просто машиной, подписывающей чеки, а помощником и советником, которому можно доверять. Если вы расскажете о том, как участие именно его фонда поможет подняться вашей компании на новый уровень, это повысит шансы на успех.

 

«Вы не решаете реальные проблемы»

Как ваша компания может изменить мир? Почему кого-то должно волновать, что вы делаете? Так, новая модель перчаток для мороженого вряд ли имеет шансы на успех. Рассеять сомнения инвестора по поводу «реальности» бизнеса можно, описав объём рынка, число потенциальных потребителей и возможную выручку.

 

«Не уверен, что вы способны справиться с этим»

Покажите, что ваша компания — именно та «команда мечты», которая способна преуспеть в этом деле. Объясните, почему именно у вас есть идеально подходящий для этого набор знаний, умений, связей, а также желание достичь цели. Если инвестор может вложиться только в одну компанию на вашем рынке, докажите ему, что это должна быть именно ваша компания.

 

«Не думаю, что могу себе это позволить»

Иногда инвесторы связаны другими проектами фонда, в которых предстоят очередные раунды инвестиций, и не могут тратить деньги на что-то ещё. Но это не значит, что они не смогут инвестировать в вашу компанию в будущем. Приготовьтесь к тому, что вам придётся подождать, пройти через разные этапы утверждения проекта.

 

«Мне не нравится проект»

Вы не доллар, чтобы вас все любили. Иногда после остроумной презентации или долгой беседы «химии» с инвестором не возникает. Такова жизнь — продолжайте искать дальше.