Сервис доставки еды Foodpanda, выращенный немецким бизнес-инкубатором Rocket Internet, объявил о выходе на российский рынок. Он представляет из себя платформу с меню из разных ресторанов. Благодаря ему пользователь может заказывать на дом блюда в том числе из тех заведений, в которых нет доставки. К примеру, из McDonald's. За год существования сервисом воспользовались 3 млн человек в 27 странах мира.

Сооснователь Foodpanda — немецкий предприниматель Ральф Вензел. До этого он развивал крупный европейский сервис онлайн-платежей Moneybookers и мобильный провайдер Jamster. H&F встретился с ним и расспросил, как компании завоевать весь мир. 

Планетарный масштаб: 6 советов о покорении мира от Foodpanda . Изображение № 1.

 

 

Ральф ВЕНЗЕЛ

Сооснователь сервиса Foodpanda

Изучайте каждый рынок

«Когда мы выходим на новые рынки, то обязательно смотрим на микроэкономическике факторы: пытаемся понять, насколько велика часть населения, которая пользуется интернетом. Смотрим, cколько люди тратят онлайн, как много времени они проводят в сети. Очень важно узнать, как развивается смежный бизнес: одежда, электроника. Необходимо понять, достаточное ли количество партнёров хотят работать с вами. Например, мы проверяем, какое количество ресторанов готовы продвигать свою продукцию с нашей помощью. Важен размер рынка. Нужно обращать внимание не на то, какой он сейчас, а каким он, по прогнозам, будет через пять лет. Мы также внимательно смотрим, как люди реагируют на нас. Любой продукт должен быть адаптирован. Так что стоит подбирать локальную команду. Постоянно нужно делать очень подробный обзор того, как можно улучшить сервис».

 

Учитывайте особенности страны

«Во всех странах, в которых мы присутствуем, очень разная культура. Если касаться нашего бизнеса, то очевидно, что в каждой стране предпочитают заказывать разную еду. В России, как мы поняли, очень важно сделать красивый каталог, русские обращают внимание на картинки. Есть ещё различия со средним чеком. В Москве он выше по сравнению с Индией в три-четыре раза. Плюс в России больше доверия к известным брендам, в других странах потребность в них ниже. Но есть и много похожего: люди по всему миру идут в интернет, чтобы заказать еду. Им всем нужен максимально удобный способ это сделать».

 

Заходите в похожие регионы одновременно

«В ментально схожих странах можно открываться параллельно. Например, мы одновременно начинали в Сингапуре и Индонезии, во Вьетнаме и Таиланде. Это позволяет бизнесу масштабироваться быстрее. Но вы должны понять местную культуру и взгляды на бизнес, прежде чем начать действовать. Вот почему мы не выходим в Китай и Японию. У них совсем другие бизнес-процессы, которых я не понимаю. Если я даже наберу местную команду, это не поможет, потому что различия фундаментальны. Они касаются всего: маркетинга, способа общения с людьми, продаж, законов и контрактов. Больше общего, например, у России и Индии, чем у России и Китая. Но другое дело Сингапур, Таиланд и Вьетнам — мы начали с этих стран, потому что там уже сформировался сильный рынок онлайн-заказов еды. Люди там почти не ходят в рестораны, в основном заказывают еду на работу и домой».

 

Действуйте быстрее

«Если ты выводишь продукт, к примеру, в Польше, то ты должен очень быстро внедрить его и в России, потому что ты можешь потерять момент, и кто-то сделает аналогичный проект быстрее тебя».

 

Ищите партнёров повсюду

«Искать зарубежных партнёров не так сложно, если ты часть такого крупного инкубатора, как Rocket Internet. Здесь огромная инфраструктура, ты имеешь доступ к портфолио большого количества людей. У меня есть опыт международной экспансии, когда ты не имеешь дела c такой крупной компанией, и я знаю, что это гораздо сложнее. Можно также просить помощи у инвесторов. Если их нет, то надо помнить, что по всему миру есть масса людей, которым интересно развивать бизнес. Можно просто написать кому-нибудь в LinkedIn. Хотя понятно, что это рискованно. Если у вас не получается даже так найти людей, с которыми можно работать, то возникает вопрос: готовы ли вы к выходу на зарубежный рынок? Или даже — а подходящее ли вы для этого выбрали время?».

 

Думайте о локализации

«Если ты выходишь на новый рынок и дела идут не очень, но ты ещё веришь, что можешь работать на нём, то стоит больше разговаривать с местными. C клиентами, с конкурентами, с партнёрами, с теми, кто уже выходил на этот рынок. Скорее всего, ты недостаточно локализовал продукт. Это то, в чём ошибаются многие компании. У Rocket Internet такой подход: 70% продукта должно быть создано центральным офисом, оставшиеся 30% — это элементы локализации. Если предпринимателю приходится изменять более 50% продукта, это означает, что он не может применить тот опыт, который он наработал. Это уже не международная экспансия, а отдельная компания в другой стране».