Поддержка на земле: Как интернет-магазину выйти в офлайн. Изображение № 1.  

 

Антон ЕПИФАНОВ

Гендиректор и основной владелец компании Levenhuk

Я сейчас не сомневаюсь в том, что модель чистого интернет-магазина практически нежизнеспособна. Если есть неограниченное финансирование или великие планы, то, вероятно, это возможно. В общем же случае, когда магазин открывается обычным человеком, без серьёзных финансовых ресурсов, нужно думать о том, чтобы обеспечить поддержку своему сайту на земле. Это может быть просто пункт выдачи, выставочный зал, магазин, куда человек может прийти и потрогать товар руками. 

При открытии розничного наземного магазина у нас возникло безумное количество проблем, связанных с человеческим фактором. Для меня было откровением, что вопросы финансовой и складской дисциплины в магазине — чуть ли не самые важные, может быть, даже важнее ассортиментной и ценовой политики.

Оказалось, что продавцу очень сложно объяснить, что ходить в домашних тапках в магазине нельзя, а соблюдение чистоты и вежливое общение с клиентом — это элементарные правила работы. Многие говорят, что самое главное для магазина — выбрать правильное место. Но у нас было несколько случаев, особенно вначале, когда именно отсутствие правил и привитых приёмов работы в магазине ставили бизнес под удар.

Простейший пример: человек уходит с работы, забывает закрыть жалюзи, а ночью разбивают окно и вытаскивают товаров на 300 000 рублей. Экономика сразу рушится. Смотришь на цифры и понимаешь, что полгода ещё нужно работать, чтобы вернуть эти деньги.

У нас было пять случаев, когда в кассе накапливались деньги, у продавца срывало крышу, и он скрывался с ними

 

Пришлось разрабатывать жёсткие правила финансовой дисциплины. Добиться их выполнения стоило колоссального труда. Каждый раз, когда мы не обращали на это внимание, мы теряли деньги. У нас было пять случаев, когда в кассе накапливались деньги, у одного из продавцов срывало крышу, и он скрывался с ними. Сделать в такой ситуации в принципе ничего нельзя. Избежать этого возможно, просто не оставляя в кассе денег. Конечно, нужно уважительно относиться к людям, но не надо создавать соблазнов.

Учёт, контроль, ежедневная инвентаризация, ежедневная сверка кассы утром и вечером, ежедневная инкассация — всё это обезопасит ваш бизнес. Сейчас у нас есть целое пособие для продавцов, где представлены технические характеристики товара, правила продажи, административно-финансовые требования. Есть у нас и программа мотивации: по итогам работы успешные продавцы получают бонусы. В ближайшее время будем вводить дресс-код, с фирменными логотипами.

Для развития розничной сети хорошим инструментом является франчайзинг. У нас было два-три магазина в Москве, мы хотели развиваться, но решение о франчайзинге приняли не сразу. В самой идее ничего, конечно, нового не было, но к её реализации мы шли непросто. Мы понимали, что контролировать партнёров мы не сможем, нам придётся отдать им на откуп всё, начиная от общения с покупателями и заканчивая ассортиментной и ценовой политикой. При такой схеме получается менее однородная сеть с точки зрения оформления, методов продажи, ассортимента, ценовой политики.

Тем не менее франчайзинг позволяет привлечь в дело огромное количество очень энергичных людей, которые заинтересованы в успехе зачастую даже больше, чем директора наших магазинов: они ведь туда свои деньги не вложили, они не могут проиграть. Таким образом, мы обмениваем однородность сети на драйв, энергию, которую люди вкладывают в дело.

Текст: Ника Матецкая