Чётко формулируйте задачу

Поиграть со шрифтами: Как правильно работать с дизайнером. Изображение № 1.

 

Александр СЕРАКОВ

Oснователь школы цифровых искусств «Юниверс», официальный спикер компании Adobe Systems в России

Все проблемы, которые возникают при общении дизайнера с клиентами, связаны с недопониманием. Клиента необходимо «выпаривать» на эскизах до тех пор, пока он чётко не осознает, что должно в итоге получиться, и только затем приступать к основной работе. 

Конфликт между заказчиком и дизайнером — это всегда палка о двух концах. Непрофессиональным может быть как один, так и второй. Плохой дизайнер вместо того, чтобы выполнять конкретную задачу, пытается самореализоваться. Плохой заказчик просто не в состоянии сфокусироваться на том, что ему нужно. Он где-то услышал, что раздача листовок у метро сможет повысить его продажи, приходит к дизайнеру и говорит: «Мне срочно нужна круто выглядящая листовка». При этом критерии крутизны у всех разные. 

Дизайнер клюёт на эту наживку и начинает ваять. Но что он может сделать, основываясь на тех скупых элементах информации, которые дал ему клиент? На самом деле он не решает задачу, он выкручивается из ситуации. В результате получается аморфный, никому не нужный продукт. Листовка эта не работает, и заказчик начинает искрить. Естественно, если ты не поставил конкретной задачи, то в результате не увидишь того, что хотел.

Указывая дизайнеру, что делать, заказчик тем самым даёт понять, что он ему не доверяет, не считает достойным уважения

 

Непрофессиональный дизайнер — это художник-неудачник, главная задача которого — показать, насколько он крут. Он выучил пару дизайнерских программ, презирает людей, не отличающих Helvetica от Pragmatica, и на самом деле не способен сделать ничего достойного.

Серьёзный дизайнер от непрофессионального отличается чётким пониманием того, что он не художник, а человек, который решает задачу, чтобы потребитель мог с максимальным комфортом воспринять идею заказчика.   

Заказчик должен, соответственно, эту идею правильно сформулировать. Часто вместо того чтобы сказать, что должно получиться, он рассказывает, что нужно сделать. Он говорит: «Нам нужно зелёное поле, в нём стоит красивая девушка, а рядом наш автомобиль, и взгляд девушки должен вызывать непреодолимое желание сесть за руль этого автомобиля». На бытовом примере это выглядит так: вместо того чтобы сказать «Дорогой, я устала и хочу отдохнуть» жена говорит мужу: «Выключи телевизор». Указывая дизайнеру, что делать, заказчик тем самым даёт понять, что он ему не доверяет, не считает достойным уважения.

Совсем другое дело, когда заказчик говорит о корпоративном стиле, брендинговых ограничениях, цели рекламной кампании, её аудитории. Это правильная постановка задачи. Дизайнер, в свою очередь, сообщит, какие здесь есть технические ограничения, потому что некоторые задумки нельзя реализовать.

 

Не вмешивайтесь в работу

Поиграть со шрифтами: Как правильно работать с дизайнером. Изображение № 2.

 

Игорь МАЛКИН

Графический дизайнер

Зачастую люди не разделяют то, что они делают для себя (например, обставляют квартиру), и то, что они делают для своего бизнеса, будь то магазин, любое общественное пространство или фирменный стиль. Приходится часто объяснять, что дизайн делается для других людей, а не для самого заказчика.

Кроме того, серьёзные проекты и хороший дизайн иногда требуют гораздо больше времени, чем запланировано. Это один из больных вопросов взаимоотношений с клиентом. Не стоит постоянно звонить, напоминать о дедлайнах и отвлекать от процесса. Порой хорошая идея и ее реализация приходят моментально, а иногда требуют времени, которое никак не укажешь в договоре. 

Часто мне задают вопросы, почему я использовал этот шрифт или цвет, ведь он сейчас везде. Если тот или иной шрифт и цвет уместен в данном проекте и достаточно выразителен, то грех его не использовать.   

В итоге не всегда получается сработаться с конкретным человеком. Нужно это принять и мирно расстаться, если что-то не получается. 

 

Тщательно выбирайте исполнителя

Поиграть со шрифтами: Как правильно работать с дизайнером. Изображение № 3.

 

Русалина УШАКОВА

Веб-дизайнер

Самое главное — грамотно выбрать исполнителя. Смотрите на портфолио, опыт работы, спрашивайте об образовании, творческом подходе, знании основ психологии, о том, что сейчас актуально и почему.

Очень распространённая ошибка при выборе исполнителя — это слишком заниженная цена на оказание услуг. Занижают цены обычно студенты или ребята, которые не имеют портфолио, но очень хотят что-нибудь реализовать. Заказчик, пытаясь сэкономить, обязательно столкнётся с проблемами. 

Договариваясь о форме оплаты (обычно дизайнер работает по предоплате в размере 30-50%), обязательно составляйте документ, в котором указан каждый этап, сроки, стоимость, количество возможных вариантов дизайна. Чтобы не возникало недоразумений, обычно составляется бриф, а на его основе — более объёмный документ: техническое задание. Это документ, в котором будет прописана вся схема работы проекта. ТЗ хорошо бы подкрепить прототипами и тщательно обсудить с заказчиком. После техзадания и прототипов важно сделать эскиз или набросок, создать общий композиционный фон. 

Бывает, что неграмотный дизайнер делает очень много вариантов макетов, зачастую некачественных и сделанных на скорую руку. Обычно дизайнер предоставляет не более трёх вариантов, из которых дорабатывается только один.

 

Поддерживайте контакт

Поиграть со шрифтами: Как правильно работать с дизайнером. Изображение № 4.

 

Анатолий ВЯЛЫХ

Графический и шрифтовой дизайнер

Основная задача дизайна — это не декоративное и визуальное оформление чего-то. Дизайн решает проблемы, следовательно, за функцией следует форма, а не наоборот. Хороший дизайн не может быть создан без предварительного ознакомления с контентом/содержанием. Будь то фотографии, тексты, графики или иллюстрации. Они являются фундаментом и скелетом будущего дизайна. С них стоит начинать любую работу, иначе результат будет плачевным. 

Я всегда стараюсь начинать совместную работу со встречи или звонка. Благодаря этому появляется понимание того, что вы работаете с живым человеком и сориентируетесь, какую тактику выбрать. В дальнейшем лучше соблюдать баланс между телефонными звонками/Skype/встречами и письмами. Порой подробное письмо, написанное в спокойной и вдумчивой обстановке, будет гораздо эффективнее долгого и подробного звонка. К письму всегда можно вернуться, перечитать и продумать ответ, с живым разговором всё иначе. Но иногда то, что можно сказать по телефону или вживую, не заменить письмом.

Заказчику стоит следить, чтобы за коммуникацию с дизайнером отвечал один человек. Порой мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями: договорившись с одним человеком, вдруг оказывается, что другой был не в курсе и считает совсем иначе. Из-за этого теряется контроль над рабочим процессом и ценное время. 

 

Концентрируйтесь на цели

Поиграть со шрифтами: Как правильно работать с дизайнером. Изображение № 5.

 

Евгения ДАЦКО

Дизайнер

Объясняйте дизайнеру не идею, а цель. Что вы хотите получить. Важно понять, для чего вам это нужно, а дизайнер уже предложит инструментарий, с помощью которого этого можно достичь.

Чем лучше вы подумаете до начала работы, тем качественней будет результат. Люди ленивы по своей природе: дают информацию, которая приходит на ум первой, а когда видят макет, сделанный на основе их запросов, вдруг неожиданно понимают, что вот эти разделы на сайте им не нужны, вот эти цвета им вообще не хочется использовать.

Когда вы увидите результат бессонных ночей дизайнера, не надо говорить: «Может, вот эту надпись не красным, а зелёным сделать?» Поверьте, тот факт, что вам на выходе показывают одну-две картинки, не говорит о том, что перед вами лентяй, который показывает вам первый попавшийся результат! Напротив. Перед вами профессионал, который сам смог выбрать лучшее и не поставил вас перед сложным выбором между надписью всех цветов радуги. Он переделал уже десятки цветовых решений, перебрал сотни шрифтов и вам показывает наилучший. 

 

Будьте адекватны

Поиграть со шрифтами: Как правильно работать с дизайнером. Изображение № 6.

 

Лена КИСЕЛЁВА

Графический дизайнер

Не стоит панибратствовать и набиваться дизайнеру в друзья. Должна существовать профессиональная дистанция, чтобы можно было в любой момент потребовать исполнения договора.

Постарайтесь быть адекватнее. У нас, например, был заказчик, который формулировал все свои требования по дизайну сайта через «божественный свет». Например, говорил: «Давайте эта страничка откроется, а там божественный свет, или кнопочку нажмём, и всё зальёт божественный свет». Был заказчик, который считал, что бирюзовый — это бежевый, и ни в какую не соглашался переучиваться.

Важно включаться в работу с самого начала. Уточнять все подробности уже в эскизах. Внимательная работа на начальном этапе, заполнение брифа, разработка прототипов, эскизы — это самые важные этапы работы.

Нельзя говорить: «Нам не к спеху, и мы не торопимся». Иначе дизайнер расслабляется и задвигает проект на задний план. Лучше называть конкретные сроки.

 

Фото: Kateryna Sokolova