«Этот год стал первым, когда я понял, что моя продуктивность снизилась из-за потребления медиа, — признавался Дэвид Карр, медиаобозреватель The New York Times. — Я смотрю в будущее и думаю: от чего мне отказаться? Перестать следить за NFL? Ходить на концерты? Или надо просто вернуться назад и отказаться от привычек цифрового мира, которые съедают мою жизнь?».

Вопросы, заданные Карром в 2011 году, актуальны и сами собой не растворятся, если только мир не настигнет апокалипсис. Единственный шанс — научиться справляться с ураганными инфопотоками. Если сейчас пользователь смотрит на телефон в среднем 150 раз в день (исследование Kleiner Perkins Caufield & Byers), то что будет потом (учитывая, что новости, подобно сериалам, врываются в сознание, чтобы держать внимание до развязки событий)?

Павел Дуров написал недавно, что «будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации». Это похоже на правду: тот, кто оправдывает себя и склонен винить в дефокусировке, синдроме «короткой памяти», откладыванию важных задач технологии и новые медиа, раньше обвинял McDonald's в эпидемии ожирения. Между тем людям нужны собственные ограничители.

H&F спросил у пяти предпринимателей, как они справляются с потоками информации, стараясь при этом не пропустить важные знания.

 

Сам себе цензор: Как бизнесмену не захлебнуться в потоке информации. Изображение № 1.

 

Юрий ЛИФШИЦ

Программист и создатель нескольких компаний, в том числе коворкинга «Зона действия»

У меня есть личный to do-список на собственном закрытом вики-сайте, для которого использую движок PBworks. Вообще, иметь собственный вики-сайт —очень удобно. В отличие от Google-документов там меньше полей, больше текста помещается на первый экран и можно быстрее и удобнее ставить ссылки между документами.

Использую почту на Gmail, я читаю все письма. Отвечаю сразу или ставлю звёздочку. Звёздочек обычно от 3 до 10. Примерно раз в неделю отвечаю на сложные письма, доводя число «со звёздочками» до 0.

Я читаю главные новости «ВКонтакте», отвечаю на сообщения, просматриваю заявки в друзья и отслеживаю напоминания.

Любимый новостной сайт — новости YCombinator. Это лучший новостной поток для технологических предпринимателей. Смотрю образовательное видео на charlierose.comecorner.stanford.edu и видео из серии pandomonthly.

 

  

 

Сам себе цензор: Как бизнесмену не захлебнуться в потоке информации. Изображение № 2.

 

Павел ШУМОВ

Генеральный продюсер Studio8.ru

До 60% всего времени, которое можно назвать рабочим (то есть всё время, пока не сплю), уходит на обработку разного вида информации. Продюсирование — это, по сути, управление проектами, поэтому информация — большая часть того, чем необходимо оперировать. Запросы заказчиков, отчёты исполнителей и подчинённых, графики эфиров, таблица с дедлайнами и пр. 

В плане создания to do-списков я так и не смог привыкнуть к какому-либо софту или веб-приложениям, поэтому дела выписываю в список в открытом листе notepad и по мере выполнения просто удаляю строки.

Какие-то ресурсы для хранения данных мне не особо подходят, так как ежедневно идёт работа с видео/графикой и только за последнюю пару месяцев счёт материалов пошёл на десятки террабайт, — и это только данные, которые используются постоянно. 

В связи с тем, что с 2012 года я начал продюсировать фильмы, появилась необходимость анализа сотен кинофестивалей на предмет их качества и участия в них. Приходится перекапывать массу обсуждений, пресс-релизов, статей в зарубежных СМИ и т.д., чтобы  понять, как работает эта кухня. 

Где-то я читал статью, в которой делался вывод: чем дольше пользователь сидит в сети, тем меньшее количество сайтов он посещает

 

Мой новый и основной проект — собственный кинофестиваль. Из-за него за последние два месяца пришлось списаться минимум с пятью сотнями режиссёров и продюсеров из разных стран — от Ирана до Австралии — и просмотреть около полутора тысяч фильмов. И это только начало.

Так что можно сказать, весь мой день — систематизирование знакомых (управление текущими проектами) и перекапывание огромной горы новых данных. 

Для новой информации есть проверенное временем и опытом соотношение: 98-99% данных — бесполезный мусор.

Хоть я и подписан на ряд рассылок профресурсов про кино, раньше их было больше. Постепенно начал от них отказываться, так как слишком много «воды», а поступление в почтовый ящик отвлекает. Вернулся в режим ручного управления: чтение всякого — от Variety до обзорных статей на разных ресурсах без подписки на них.

В браузере встроен Adblock Plus, который помогает убирать визуальный мусор с сайтов. Никаких других блокировок, на мой взгляд, не нужно.

Где-то читал статью, в которой делался вывод: чем дольше пользователь сидит в сети, тем меньшее количество сайтов он посещает. Это похоже на правду: есть некий интересный тебе поток данных, и ты вычленяешь из сети, из рекомендаций друзей и коллег то, что относится именно к нему.

В свободное время могу почитать всякую ерунду — это служит чем-то вроде разрядки. Но в основном стараюсь впитывать то, что позволяет развиваться и расти в своей сфере. 

 

  

 

Сам себе цензор: Как бизнесмену не захлебнуться в потоке информации. Изображение № 3.

 

Наталья ЧЕБОТАРЬ

Основатель сайта Edutainme.ru

Сейчас информации так много, что работа с ней прекращается, кажется, только во сне. Если ещё и сам занимаешься её производством, приходится добровольно выкручивать вентиль на максимум.

Инструментов много: RSS, выделенные каналы для тематических групп и страниц в Facebook, сервисы для курирования контента. Честно говоря, мне это мало помогает — как будто стоишь с ведёрком под водопадом. Поэтому иногда приходится исполнять что-то вроде цифровой медитации — глубоко вздохнуть и возрадоваться тому, что есть, остановив поиск и метания мысли.

Блокировщики — это слишком сложно. Находить их, устанавливать, не забывать специально включить. Если нужно прицельно поработать не отвлекаясь, достаточно выключить Wi-Fi. Это тоже требует определённой привычки, но она вырабатывается довольно быстро. Если дедлайн через неделю — ничего не заставит решить задачу раньше, а если дел становится бесконечно много, то и концентрация появляется сама собой. Не можете себя заставить не отвлекаться — просто возьмите больше работы.

Как я себя ограничиваю? это выглядит так: у меня открыто
87 вкладок в одном браузере, я открываю другой. Некоторое время браузер мучается, тормозит, а потом вылетает

 

Работать с почтой я пока не очень умею,  но муж даёт мастер-классы. В инбоксе — только то, что в работе, обычно там зависают письма, которые требуют длинных ответов и по которым пока нет решения, в идеале в день таких должно оставаться не больше десяти. Я пока балансирую на уровне 30-ти. Все остальные получают короткий ответ или отправляются в тематические папки. Есть ещё известный лайф-хак: если долго не можешь ответить на какую-то задачу, велика вероятность, что к моменту, когда до неё наконец доберёшься, она решится сама собой или вообще отпадёт.

Как я себя ограничиваю? Обычно это выглядит так: у меня открыто 87 вкладок в одном браузере, открываю другой для быстрых дел и коротких запросов, но очень быстро, и там вкладок становится предельное количество. Некоторое время браузер мучается, тормозит, а потом вылетает. Вкладки оказываются потеряны, что примерно равносильно потере музыки во времена MP3 и Winamp. Несколько дней я пытаюсь восстановить что-то из истории и оплакиваю то, что потерялось безвозвратно. Потом забываю, но история повторяется.

Есть ещё один — менее трагичный и болезненный способ: я пишу себе письма. Обычно это происходит, если нужна перезагрузка. Аккуратно выписываю все ссылочки, группирую по темам и отправляю пару сотен себе. После этого, конечно, никогда к ним не возвращаюсь, но зато не расстраиваюсь: кажется, что они всегда рядом.

 

  

 

Сам себе цензор: Как бизнесмену не захлебнуться в потоке информации. Изображение № 4.

 

Михаил УШАКОВ

Создатель проектов Metabar и Asmallroom.com

Я перепробовал почти все инструменты, которые пытаются решать проблему information overload. Искусственные ограничения вроде добровольной блокировки доменов соцсетей или даже всего интернета вообще не работают. 

Во-первых, ограничивая свободу передвижения в интернете, нельзя добиться роста собственной сознательности при потреблении информации. Забанив в своём браузере Facebook, ты всё равно будешь ходить на «Ленту.ру» почитать про очередные часы патриарха — и возможно, даже чаще, чем ты это делал раньше.

Во-вторых, ограничения плохо влияют на продуктивность: переписка в Facebook наряду с почтой давно стала деловым инструментом, а не только способом скоротать пару часов с друзьями.

Из инструментов контроля за личным медиапотреблением пользуюсь:

 

Расширение
Time spend on Facebook 

Очень простой продукт, показывающий, сколько минут и секунд за эти сутки у меня открыта вкладка с Facebook.

 

Расширение Readability

 

Позволяет не только превратить плохо свёрстанный текст в читаемый, но и отложить чтение длинного текста на потом, отправив его себе на Kindle.

 

Расширение AdBlockPlus

 

Не нуждается в представлении.

 

Мобильное приложение Facebook Messenger

Позволяет не отвлекаться на свою ленту друзей и число новых лайков, если хочешь отправить сообщение своим контактам.

Инструменты отслеживания новостей не только использую, но и делаю своими руками. «Метабар» cоздаёт браузерные приложения — в основном такие, которые позволяют узнавать о новостях любимого издания сразу, как только появилась новость. Это наш способ отвлечь обычного пользователя от постоянного чтения Facebook.

В почте стараюсь отвечать только на важные письма. В этом очень помогает фича интерфейса Gmail Priority Inbox, где можно отделить «Важные непрочитанные» от просто «Непрочитанных».

И все же главный метод борьбы с information overload — всегда помнить, что такая проблема есть, и постоянно улучшать соотношение осознанного потребления информации к бессознательному. Не думать про это вообще — самоубийство для любого CEO.

 

  

 

Сам себе цензор: Как бизнесмену не захлебнуться в потоке информации. Изображение № 5.

 

Алексей КАРЛОВ

CEO Angel Relations Group

Едва ли не треть всего рабочего дня, то есть от 4 до 5 часов в день, я нахожусь в информационном потоке. Нужно, правда, сделать оговорку, что я фанат информации: мне нравится и выгодно быть в контексте фидов, которые так или иначе относятся к работе. В моём списке около 700 ежедневных информационных источников, в том числе Twitter, Facebook и, конечно же, Linkedin.

Количество писем в почте считаю отдельно, но получается от 100 до 150 ответов в день. Для внутренней работы в компании используем Basecamp и метод Getting Real (мы правда в это верим, и у нас получается).

Терпеть не могу общение в чатах, мне всегда проще позвонить. Однако довольно много пользуюсь WhatsApp при переписке с иностранными партнёрами. Viber не прижился, а в Telegram пока мало людей.

Как при всём вышеперечисленном не запутаться? Стараюсь не превышать 30% порога и уделять остальные 30% и 40% времени работе с людьми и развитию продукта.

Из инструментов использую разве что списки в Twitter и приложения ключевых СМИ на iPhone, рекомендательные сервисы пока не прижились.

В моем Gmail простая система ярлыков: «нужно ответить», «курс в ГУ-ВШЭ» и по всем клиентам. Раз в неделю довожу число непрочитанных писем, тех, что с ярлыком «нужно ответить», до нуля. Как успеваю, науке неизвестно. Новая фильтрация заметных преимуществ не принесла, разве что хорошо убирает коммерческие рассылки. 

Что касается работы с инфопотоками — важно постоянно искать что-то новое, в том числе среди иностранных источников, а также составить список ресурсов из вашей индустрии (и скачать приложения), которые желательно просматривать раз в день. 

 

Иллюстрация: Наталья Осипова