Попавший в поле зрения блогеров эксцентричный чёрный список продуктов омской сети гипермаркетов «Новатор» оказался не плодом мрачного юмора ритейлера. Компания таким образом отсеивает нежелательных поставщиков и покупателей, а также декларирует заботу о здоровье омичей. Директор сети Арсен Пономарёв рассказал H&F о своём подходе к работе в рознице.

Тирамису пошлости: Зачем омскому гипермаркету «Новатор» чёрный список продуктов. Изображение № 1.

 

Арсен ПОНОМАРЁВ

Директор сети экспресс-гипермаркетов «Новатор»

Я занимаюсь розничной торговлей много лет. До «Новатора» я несколько лет руководил первым в Омске Cash & Carry магазином «Геомарт». Он открылся, когда в городе не было ещё ни одной транснациональной сети, METRO ещё не работало, и нашу выручку с квадратного метра можно было сравнить, наверное, только с выручкой с квадрата ларька у метро, где продают сигареты и пиво. Выручка была огромная. Потом в город пришли крупные игроки, и пришлось выкручиваться: искать варианты, как выжить.

Года четыре назад я съездил с другом в Китай. Мы гоняли по стране и смотрели, как там работают люди. Учились. Как раз тогда я обдумывал концепцию нового гипермаркета-склада и увидел похожие в Китае. Большие площади, много товара, кассы занимают всего 1 кв. м., и кассиры работают за ними стоя. Причём все в очках. Тогда я подумал: ну, может, у китайцев от природы зрение слабое? Потом, когда начал учить язык, сообразил, что дело в иероглифах.

Мы вернулись и через полгода открыли первый экспресс-гипермаркет «Новатор». Сейчас в сеть входят три магазина. Почему чёрный список вызвал такой резонанс в сети — для меня загадка. Мы же вывесили четыре списка: чёрный, серый, белый, зелёный. Это своеобразная ось координат для наших закупщиков и поставщиков. Каждому закупщику ежедневно приходится принимать сотни решений, и моя задача — сделать так, чтобы процент неверных решений был низким. Для этого мне нужно показать, на что ориентироваться.

В чёрном списке содержатся продукты, которые я никогда не хочу видеть на своих полках. Либо это очень вредные продукты, такие как энергетические коктейли или алкогольные коктейли, либо дурновкусие. Например, там есть вареники с картошкой. Честно говоря, когда вижу эту вариацию вареников, чуть не плачу. Настоящий вареник, украинский, должен быть с творогом — источником белка. Вареник с картофелем содержит один крахмал и не несёт никакой пользы. Может быть, туда попали какие-то удивительные для вас продукты, но поверьте, Омск — не Москва, и здешнее ризотто лучше не пробовать.

В серый список мы включили продукты, которые нам приходится ставить на полку из-за любви потребителей к ним, но мы этой любви не разделяем. С белым списком всё понятно: это продукты, которые у нас точно есть. Зелёный список — это то, что мы мечтаем продавать.

Есть ещё такой момент как позиционирование. Я думал, как нам ярко прозвучать именно для нашей целевой аудитории и в то же время отвадить покупателей, которым нечего предложить. Часто заходят люди, которые начинают возмущаться: почему у вас коробки стоят на дороге, почему всё так неудобно. Они не думают о том, что пришли не в гипермаркет, а в гипермаркет-склад. Но им нельзя сказать: «Дорогой, иди отсюда, тебя здесь не ждут». Нужно мягко вывести из ассортимента то, за чем они приходят.

 

Лучшие хиты из чёрного списка «Новатора»

 

 

Тирамису

Тирамису пошлости: Зачем омскому гипермаркету «Новатор» чёрный список продуктов. Изображение № 2.

«Итальянский десерт, разрекламированный в Омске
как символ красивой жизни. Многократно перевранный
местными горе-рестораторами. В других регионах России
практически неизвестный. Включён в чёрный список
(хотя сам по себе ничего плохого и вообще ничего особенного
не представляет), потому что стал в Омске маркером
махрового снобизма среди современных Эллочек-людоедок
обоих полов»

 

 

Ризотто

Тирамису пошлости: Зачем омскому гипермаркету «Новатор» чёрный список продуктов. Изображение № 3.

«Механическое подражание восточному плову.
Без понимания сути его приготовления. Блюдо абсурдное
и вульгарное. Пропагандируемое безграмотными
и недалёкими любителями всего итальянского»

 

 

Cангрия

Тирамису пошлости: Зачем омскому гипермаркету «Новатор» чёрный список продуктов. Изображение № 4.

«Испанский компот из вина и апельсинового сока.
В середине 90-х годов ХХ века приобрёл в Омске вирусную
популярность благодаря деятельности двух оптовок. В настоящее
время сохранил приверженцев в лице ограниченного круга
женщин
с наиболее закоренелым и непробиваемым дурновкусием.
Типа тех, кто с начала 70-х носит кофточки с люрексом
или с начала 80-х молится на гэдээровский сервизМадонна“»

 

 

Мраморный хлеб

Тирамису пошлости: Зачем омскому гипермаркету «Новатор» чёрный список продуктов. Изображение № 5.

«Механическое соединение в одной буханке белого
пшеничного и тёмного ржано-пшеничного хлеба. Может
производить впечатление только на самых дремучих,
отсталых людей
. Проявление вульгарности и дурновкусия
в базар-вокзальном стиле»

 

 

Чалагач

Тирамису пошлости: Зачем омскому гипермаркету «Новатор» чёрный список продуктов. Изображение № 6.

«Ворвавшееся несколько лет назад в омский
обиход словечко, пришедшееся по вкусу мясным торговкам
с рынков и самым толстокожим любителям пожарить
мясо на природе. По сути — котлета свиная натуральная
для свиного барбекю. Слово похоже на тюркское, но
практически все тюркские народы — мусульмане, и свинину
не едят. Слово отвратительное. Сама еда по сути жирная,
как правило, недожаренная, внутри сырая, сочная,
с соответствующими паразитами. Любовь к данному блюду
и постоянное использование этого отвратительного словечка 
есть демонстративное причисление себя
к воинствующему быдлу
типа персонажей, отдыхающих
в Турции, из „Нашей Раши“»

 

 

Зразы, цеппелины

 Тирамису пошлости: Зачем омскому гипермаркету «Новатор» чёрный список продуктов. Изображение № 7.

«Неимоверно устаревшая дореволюционная стряпня
из самых затрапезных харчевен. Была заслуженно забыта
в советские времена, хотя и мелькала кое в каких кулинарных
книгах в качестве диковинки. Всплыла в 90-е, особой
популярности не приобрела (ибо нелепо), но эпизодически
присутствует для ассортимента в общепите и супермаркетах.
Отдельные снобы взялись кичиться этими изделиями
чисто ради понтов, ссылаясь на мнимые семейные
традиции: „Мне бабушка рассказывала, что когда она была
маленькой, ее бабушка готовила это, и было очень вкусно“»

 

 Фото на обложке: Brittany Cohen