Вопросы на миллион: О чём стоит задуматься, начиная бизнес. Изображение № 1.

 

Екатерина ДЖАБАР-ЗАДЕ

Бизнес-коуч

Из опыта общения с предпринимателями я выделила восемь вопросов, на которые нужно ответить каждому, кто собирается сделать бизнес:

 

Почему вы решили стать предпринимателем?

Зачастую начинающие бизнес говорят, что не могут реализоваться в корпорации, им надоело работать на дядю и теперь они хотят взять всё в свои руки. На самом деле если вам кажется, что реализоваться не дают руководители, идеи не покупают внутри, а коллеги не понимают и не слышат вас, — это недостаточные причины для создания своего дела. В бизнесе придётся быть ещё более убедительным, настойчивым и дисциплинированным. Среда, в которой вы хотите развиваться, ещё более агрессивная, чем корпоративная, где ответственность за вас мог взять на себя руководитель.

 

 

При каких условиях ваш бизнес станет завершённым?

Запуск стартапа — это всегда проект, состоящий их трёх этапов: идея — план — реализация. Важно изначально поставить себе KPI — определить ориентиры, которые подскажут, что запланированный этап завершён. Например, выведение бизнеса на уровень безубыточности или прибыльности желательно конкретизировать в цифрах. Важно понять, сколько времени вы готовы заниматься проектом, прежде чем сможете отказаться от него (допустим, если в течение года-двух он не становится окупаемым).

 

Понимаете ли вы, как превратить идею в продукт?

Сценария «у меня есть отличная идея» недостаточно. Её нужно представить в подробностях. Наличие такого видения существенно упрощает следующий этап — планирование. Один из моих клиентов, вдохновляясь идеей, охотно рассказывает о ней потенциальным клиентам. Они задают вопросы, он что-то придумывает, смотрит на реакцию, а потом обдумывает всё ещё раз. Таким образом изначально происходит работа с фокус-группой.

 

Как бизнес-стратегия отражает ваши желания
и возможности?

Нет ничего плохого в том, чтобы скопировать идею существующего на рынке проекта. Но при таком подходе зачастую возникает проблема: неадекватная оценка своих возможностей, личных способностей и истинных желаний. Люди видят продукты и не всегда понимают, какие ресурсы стоят за ними, — кажется, что «и у меня получится». Если оценку возможностей и способностей можно объяснить тем, что каждый считает себя уникальным, над истинными желаниями мало кто задумывается. Предприниматели, мотивированные «скопировать и заработать» и не получившие результат быстро, теряют интерес к делу. Поэтому прежде чем приступать к конкретному плану, подумайте, важен ли он для вас так, чтобы положить на него несколько лет своей жизни.

 

Действительно ли это ваша цель?

Бизнес отнимает много энергии, поэтому важно направить её на достижение чего-то ценного для себя и, может быть, мира. Зачастую люди успешно достигают «чужих» целей, что не приносит личного удовлетворения. Постарайтесь представить будущий результат, к которому вы хотите прийти, и опишите, что вы при этом чувствуете. Отметьте плюсы и минусы своего состояния при решении поставленных задач. Подумайте, действительно ли это то, чего вы хотите и что необходимо для развития бизнеса.

 

Какая цель из всех моих целей самая важная?

Переполненность идеями — одна из самых частых проблем у людей, которые запускают свой бизнес. Они говорят: «Так много идей, не знаю, с чего начать», или: «Куча проектов, ничего не успеваю, работаю по 15 часов в сутки». Ощущение иллюзорной свободы, быстрое увлечение новыми идеями, стремление к разнообразию, нежелание делать нужные рутинные задачи, ожидание быстрых и лёгких результатов — всё это мгновенно заполняет день и размывает реальные возможности. Непонимание приоритетов возникает из-за отсутствия чёткой цели. Для бизнеса нужна фокусировка всех ваших ресурсов, выступающих драйверами для ваших действий и мотивации других.

 

Из чего состоит путь к реализации?

Этот момент напрямую связан с инвестициями как денег, так и вашей энергии. Каждый путь — это набор ништяков и косяков. Обычно есть несколько вариантов, где только один — верный. Действуйте как журналист: не хватайтесь за очевидный вариант, поговорите с теми, кто делал что-то подобное и имеет опыт, выслушайте все точки зрения и проанализируйте факты. Тестируйте разные варианты в разговорах с опытными предпринимателями, а уже потом выберите тот, который наиболее близок вам с учётом ресурсов и эмоциональной привлекательности.

 

Готовы ли вы продолжать свой путь, несмотря
на трудности?

«У меня не получается, не знаю, что делать», — часто говорят начинающие предприниматели. Реализация — это самое сложное, особенно если идея не ваша, а плана вовсе нет. Главные качества, которые здесь критичны, — самодисциплина и рефлексия. Все ошибки можно воспринимать как ценный опыт, из которого нужно делать выводы и двигаться дальше. Мечтатели и идейные предприниматели часто заваливают этот этап, потому что не способны заниматься простыми и понятными вещами каждый день.