Студенческое братство: Как предприниматели налаживают отношения с вузами. Изображение № 1.

 

Игорь РОЖКОВ

Соучредитель центра Octapod

С 2010 года дважды в год мы возим в Корею студентов и школьников учить корейский язык. В этом году открыли новое направление — теперь наши ученики могут выбрать изучение английского в Корее и поехать с нами не только зимой и летом, но и осенью и весной: мы прибавили время школьных каникул. 

Мы с партнёром, моим старым приятелем, который уехал несколько лет назад учиться в Корею и остался там, начинали этот проект, когда оба ещё учились в университетах. Я был на третьем курсе. Налаживать отношения с корейской стороной пришлось долго: там не привыкли иметь дело с молодыми предпринимателями — считается, что человек до 30 лет не может заниматься собственным делом, так как ещё не имеет опыта. После двух лет работы мы заключили партнёрство с корейским университетом Дон Мён, это ведущий IT-вуз страны. Теперь он принимает наших студентов в своих кампусах, и занятия мы проводим в его здании. Преподают нашим студентам корейские студенты и аспиранты.

Дон Мён заинтересован в сотрудничестве с российскими университетами: корейцы хотели бы отправлять сюда своих студентов и принимать у себя наших. Нам, в свою очередь, было бы выгодно выступить посредниками и познакомить корейскую и русскую стороны. Дело не в материальной выгоде, её мы не получили бы, дело в политике и репутации. В прошлом году мы с партнёром организовали визиты корейской делегации в несколько российских вузов, в том числе в РГУТИС и МИИТ. Все друг другу очень понравились, но с первым корейцам работать было не очень интересно — не слишком высокий статус, с МИИТом договорились держать связь, но дальше дело не пошло. Тогда я попытался познакомить корейцев с руководством РГГУ, где учился на пятом курсе. 

В мире есть практика получения двойного диплома: ты учишься четыре года в своей стране, заканчиваешь обучение с отличными оценками и на последний год едешь учиться в университет-партнёр за границу — получаешь два диплома, российский и иностранный. Многие российские вузы декларируют такую возможность, но на практике я знаю всего несколько случаев получения двойного диплома. Корейцы были заинтересованы в создании двойного диплома и открытии представительства в статусном российском вузе. 

Встречи с проректором по международной работе я добивался примерно месяц, хотя был студентом РГГУ. На меня не могли найти время, корейскую делегацию не хотели принимать, никто не решался заняться этим вопросом в обход проректора. В итоге встречу мы всё-таки организовали, но вопрос о сотрудничестве повис. Российские вузы классные, но мне непонятно, почему люди не отвечают за то, за что должны отвечать, или берут на себя обязательства и потом не выполняют обещаний.

 

Студенческое братство: Как предприниматели налаживают отношения с вузами. Изображение № 2.

 

Кирилл ЧЕКАНОВ

Основатель Hippflow

Наш сервис помогает инвесторам эффективно коммуницировать со стартапами, отслеживать изменения, которые происходят в работе. Работа с вузами нужна, чтобы привлекать студентов к стартап-движению и развивать инфраструктуру бизнес-акселераторов для Hippflow. Проект получает доступ к новым компаниям и формирует платформу для дальнейшего развития на местах, вуз получает нашу команду, занимающуюся развитием бизнес-инфраструктуры университета, менторов, дружественных акселераторов по всему миру, дающих студентам возможность развивать свои бизнесы в международном масштабе.

Под работой с вузами мы подразумеваем работу со студенческими объединениями или их формирование. Мы начали работать с NYU Abu-Dhabi, где сейчас сотрудничаем со студенческим предпринимательским сообществом. Процесс формирования сообществ оказался более трудоёмким, чем мы предполагали: темпы и приоритетность развития этой ветви бизнеса были в некотором роде нами пересмотрены.

Обычно самая сложная часть — найти нужных людей. В NYU учится мой операционный директор Аяз Камалов. Это помогло нам наладить с университетом отношения достаточно быстро и заниматься в основном операционной деятельностью. Мы работаем в основном со студенческими сообществами, поэтому бюрократии в принятии решений очень мало. Мы пытались работать с администрацией вузов, но быстро поняли, что это очень долгое и бесполезное занятие. Как только ситуация с NYU стабилизировалась, мы стали прорабатывать возможность сотрудничества с Pace University и SEGi College Kuala Lumpur 3.

 

 Студенческое братство: Как предприниматели налаживают отношения с вузами. Изображение № 3.

 

Сергей ЛЕ-ЗАХАРОВ

Сооснователь компании «Фотомеханика»

У нас с Политехом (Санкт-Петербургским Государственным Политехническим Университетом) сложились хорошие рабочие отношения; в 2011 году, когда мы создали нашу компанию, университет выделил нам помещение, а мы взамен пускали студентов работать на наших станках. 

В 2012 году проходил конкурс Минэкономразвития, в рамках которого финансировалось открытие Центров молодёжного инновационного творчества, Fab Lab по-русски, по всей России. Разыгрывалось 5 млн рублей. Ректору Политеха, Андрею Ивановичу Рудскому, эта идея очень понравилась, к тому же мы, студия «Фотомеханика», по сути уже создали прототип такого центра на базе вуза. Программа Минэка была прописана таким образом, что получить финансирование могла только частная компания, поэтому ректор предложил нам сформировать команду и поучаствовать в конкурсе.

Решение внутри вуза приняли довольно быстро, ведь инициатива шла сверху и снизу одновременно. Сложности возникли с написанием заявки на конкурс: мы несколько раз её переделывали, там довольно сложные формы документов. Со стороны Политеха была небольшая заминка насчёт помещения: сначала нам выделили одно, потом пересмотрели это решение и выделили другое. Но в масштабе такой большой организации как университет такие проволочки — мелочи.

Теперь у нас есть отдельное большое помещение, в нём примерно 200-300 м2, новое оборудование (грант, выделенный Минэком, был целевым, в нём было чётко прописано, на что можно потратить деньги). Кроме того, сам Политех вложил достаточно много денег в новое оборудование для «Фаб Лаба». К нам приходят заниматься студенты, нам это выгодно: сами себе растим кадры. Вуз получил статусную современную лабораторию — всех важных гостей университета обязательно ведут к нам и показывают всю движуху. Наша история — пример того, что даже очень большие структуры могут быстро принимать решения, если видят плюсы.

Фото на обложке: Getty Images