Игорь ДЕБАТУР и Толя ЧЕРНЯКОВ

Основатели проекта RIDERS

Постепенная смена концепции

Идея RIDERS возникла спонтанно, но претерпела сильные изменения с момента старта. Мы с друзьями катались на горных велосипедах и захотели научиться новым трюкам, но с нами не было никого, кто мог бы нам помочь, а в интернете информация была разрозненная, неструктурированная и часто просто плохого качества.

Мы захотели как-то это изменить и решили сделать сайт, посвящённый экстремальным видам спорта Ride.ru. На нём было три потока: новости, события и подборка обучающих видео, которые мы снимали сами. Хотя сначала мы не придавали большого значения третьему разделу, но постепенно стало очевидно, что он самый востребованный. Мы сконцентрировались на нём и поняли, что базу трюков пользователю удобнее всегда иметь под рукой, когда он катается. Поэтому вместо сайта здесь больше подходил формат мобильного приложения.

Последнее изменение в концепции произошло тогда, когда мы увидели, что все подобные проекты фокусируются на трюках, но мало кто уделяет внимание людям, которые их выполняют. Мы захотели сменить фокус, создать более социальное приложение, сделав акцент на самих райдерах, а значит — расширить функционал. Это давало больше перспектив и потенциал роста. Сейчас общение райдеров происходит очень нецентрализованно: у каждого узкого направления есть свой форум, а сообщества в соцсетях просто делают перепосты картинок и другого бессвязного контента.

Игорь Дебатур, Толя Черняков. Изображение № 1.Игорь Дебатур, Толя Черняков

Мы решили сделать приложение, которое позволит райдерам не только получать информацию по трюкам, но и общаться между собой, делиться своими успехами. Новая версия приложения будет персонализированной: она будет сообщать райдеру, какой следующий трюк ему стоит выучить, учитывая его уровень и предыдущий опыт. Пользовательское видео будет попадать и на страницу самого пользователя, и на страницу соответствующего трюка, так что можно будет увидеть, как этот трюк делают люди по всему миру — различные его варианты и стили. Сейчас в RIDERS уже доступны трюки для BMX, скейтборда, вейкборда, горного велосипеда, лыж, сноуборда и лонгборда.      

 

Уроки прошлого провала

Нам принадлежит компания Whitescape, специализирующаяся на мобильной и веб-разработке. Четыре года назад мы совершили большую ошибку, решив сделать свой первый «личный» проект, продолжая параллельно работать над коммерческими заказами. Мы выкраивали для него время по вечерам и выходным.

Постоянное переключение с одного направления на другое не только замедляло развитие обоих, но и не позволяло нам фокусироваться, делая нас гораздо менее продуктивными. Мы выдержали в таком режиме шесть месяцев, после которых решили продолжить выполнять сторонние заказы и отказаться от запуска своего проекта.

Опыт коммерческой разработки научил нас быстро проверять идеи и не делать лишнего, а опыт неудачного «личного» проекта — тому, что команда RIDERS должна
быть изолирована от других проектов

 

Опыт коммерческой разработки научил нас быстро проверять идеи и не делать лишнего, а опыт неудачного «личного» проекта — тому, что команда RIDERS должна быть изолирована от других проектов.

Это коснулось и нас как фаундеров. Как только мы поняли, что RIDERS начал развиваться и требовать полного погружения, у Whitescape появился исполнительный директор, который продолжил развитие компании. Сейчас в RIDERS работают шесть человек. По всем правилам стартапа мы не раздуваем штат, не делегируем обязанности и стараемся максимально делать всё сами. Сейчас наши расходы — это зарплата штатных сотрудников, а также оплата труда видеооператоров и райдеров. 

RIDERS: Как сделать проект успешным на стадии бета-тестирования. Изображение № 2.

Популярная бета-версия

Мы хорошо понимали, что разработка приложения с социальными функциями займёт минимум полгода. У нас был вариант держать разработку в секрете и, таким образом, потерять эти полгода. Но мы сделали доступной простенькую бета-версию приложения, которая представляла собой нечто похожее на Instagram для райдеров, в который мы выкладывали фотографии и видео. Никакой специальной маркетинговой активности вокруг неё мы не создавали, но начали активно снимать полезный контент в форме небольших обучающих видео, в которых райдеры рассказывали, как делать те или иные трюки.

Всё это мы выкладывали в наших сообществах в соцсетях, на канале в YouTube. Так как большинство райдеров постоянно ищут подобный контент, они самостоятельно находили наши ролики и делились с другими. Тематическим сообществам также было выгодно показывать качественный контент вместо абстрактных фотографий с мотивирующими подписями. В итоге через полгода у нас 15 000 подписчиков в YouTube, 30 000 в сообществе VK, 4 000 — в Instagram.

Благодаря этому с июня у нас начался устойчивый органический рост: в день приложение устанавливали 400-500 человек. Только сейчас — в готовой версии приложения — мы внедрим механизмы активизации роста: возможность пригласить друзей, поделиться своими успехами в соцсетях и другое. Когда мы запустили бета-версию, у нас было отснято 100 видео с трюками, сейчас их более 900, плюс есть 200 записей более крупного формата (на две-три минуты). 70% нашей аудитории составляют русскоязычные пользователи, остальные 30% в основном находятся в США и Европе. Для того чтобы облегчить доступ к контенту нашей зарубежной аудитории, мы перевели все видео на английский и запустили отдельный канал на YouTube.     

RIDERS: Как сделать проект успешным на стадии бета-тестирования. Изображение № 4.

Работа с брендами

Мы изначально решили, что приложение для пользователей будет бесплатным, а монетизировать продукт мы будем за счёт работы с брендами. К рекламодателям мы пошли, когда у нас было 30 000 скачиваний и сообщество из 60 000 человек в соцсетях. Во-первых, мы могли предложить им очень качественный срез аудитории: людей, которые действительно катаются и готовы покупать то, что им будет для этого необходимо. Во-вторых, мы сразу говорили, что хотим работать в формате необычных спецпроектов, вместо того чтобы развешивать банальные баннеры. Бренды понимают, что стандартная реклама уже не работает, но зачастую им не хватает фантазии, чтобы придумать нечто интересное.

Практически у всех спортивных брендов есть своя команда райдеров, которые представляют их на различных соревнованиях и просто снимаются в брендированных роликах, которые тоже многим уже приелись.

Изначально никто с нами сотрудничать не хотел.
Ни одно из писем в рекламные отделы не получило адекватного ответа

 

Мы предложили снимать их райдеров в наших обучающих видео, а также придумали особый формат интерактивных конкурсов, участники которых получали бы призы за свои видео с трюками. Это, с одной стороны, повышает лояльность к бренду, а с другой — позволяет нам делать контент без навязчивого продакт-плейсмента.   

Изначально никто с нами сотрудничать не хотел. Ни одно из писем в рекламные отделы не получило адекватного ответа. Единственное, что сработало, — это личные контакты и связи. Мы искали все возможные способы, чтобы достучаться до представителя компании. Здесь самое важное — настойчивость и упорство. У всех этих людей, во-первых, очень мало времени, а во-вторых, у них и без тебя хорошо идут дела. Поэтому нашей основной задачей было донести идею о том, что мы делаем что-то абсолютно новое и ни на что не похожее, что очень быстро развивается, и нельзя терять ни минуты: нужно встретиться, чтобы мы рассказали об их возможных выгодах. После первой же встречи бренды соглашались сотрудничать, действительно много времени потребовалось именно на то, чтобы выйти на нужных людей. Сейчас мы сотрудничаем с Casio, Red Bull, Polaroid, сняли с ними несколько спецпроектов. 

Автор фото: Максим Мёдов