Сергей ФАДЕЕВ

Сооснователь творческого объединения RODNYA

Изначально RODNYA задумывалась как архитектурно-дизайнерское бюро, а название такое получила потому, что среди основателей были не только друзья, но и родственники. Нам хотелось создать общее творческое пространство, по возможности максимально свободное от коммерции. Не хотелось переступать через себя и свои принципы при выборе новых проектов, и скоро это привело к довольно сложной финансовой ситуации. А параллельно с этим вокруг нашей команды само собой начало собираться некое сообщество, друзья приводили друзей, и всё это стихийно перетекало в какие-то собрания и тусовки. Людям нравилась наша площадка, и они постоянно приходили с новыми идеями о том, что на ней можно было бы устроить. В какой-то момент мы поняли, что не стоит пускать всё это на самотёк, нужно как-то структурировать хаос и использовать его себе на пользу.  

Сейчас у нас есть архитектурное направление, дизайнерское, разного рода вечеринки и концерты, киноклуб, студия рисования, и в скором времени откроется кафе. Оказалось, что эта хаотичная система из нескольких направлений отлично работает, потому что каждое из них в симбиозе поддерживает остальные. Когда мы только начинали, никаких аналогов такого клуба в широком смысле слова не было — приходилось изобретать велосипед. Сейчас это уже общее место: многие открывающиеся заведения стараются проводить на своей территории мероприятия, например лекции, не имеющие прямого отношения к их основному бизнесу. Всё это происходит на почве бума самообразования.      

Если есть свободное пространство, его нужно использовать максимально эффективно

Плюсы такой разноплановой организации в том, что, когда в одном направлении у тебя не всё идёт гладко, тебя отлично поддерживают остальные и это позволяет компании в целом всегда оставаться на плаву. К тому же такая структура помогает не прогибаться, не предавать свои идеалы и не уходить в чистую коммерцию. Если, допустим, сейчас у меня нет интересного архитектурного проекта — не страшно, можно заняться чем-то другим, например организацией концерта. Нас это и правда несколько раз сильно выручало. И даже если что-то моментально не приносит денег, ты понимаешь, что работаешь на дальнейшее развитие. В долгосрочной перспективе заниматься только близкими тебе по духу вещами — по-настоящему выгодно. Ты создаёшь комфортную для себя атмосферу, которая притягивает определённых людей, некоторые из них потом становятся твоими заказчиками. Благодаря RODNYA сарафанное радио работает так хорошо, что у меня, например, до сих пор нет сайта с моим портфолио — он мне просто не нужен.   

Мы следим за тем, как каждое из направлений развивается в финансовом плане, и перераспределяем бюджет в зависимости от ситуации. Например, сейчас на открытие кафе нам требуются дополнительные средства, и мы берём их из других направлений. В своё время они туда обязательно вернутся. Это очень гибкий процесс. Архитектура приносит редкий, но крупный доход, мероприятия — не такой большой, но более постоянный. Кафе — это ещё меньший масштаб. Есть и свои подводные камни: RODNYA уже сформировалась как некий концепт, и выбрасывать одно из крупных звеньев нам кажется уже неправильным. Даже если одно из них уже не очень прибыльно, оно всё равно является неотъемлемой частью клуба и привлекает свою аудиторию.  

Сейчас мы нашли некое компромиссное, «плавающее» состояние: направления не меняются, но в рамках каждого из них возникают новые проекты. Структура развивается сама собой, потому что я ей это позволяю. Я часто вижу, как люди сами себе ставят жёсткие ограничения, что, с одной стороны, позволяет им иметь чёткий и понятный концепт, но с другой — заставляет их постоянно заниматься одним и тем же. Я стараюсь не загонять RODNYA в рамки, и это помогает нам привлекать к себе людей с интересными задумками.   

Всё это отражается и на устройстве пространства RODNYA. Сейчас у нас многофункциональная двухэтажная студия с мансардой на ArtPlay, которая легко трансформируется под разные нужды: она может быть офисом днём, залом для лекций — вечером и клубом — ночью. 

Сергей Фадеев (RODNYA): Как управлять гибкой организацией. Изображение № 1.

Самое сложное в гибкой структуре — видеть картину в целом. Порой начинаешь развивать какой-то проект, уходишь в него с головой и теряешь из виду всё остальное. Из-за этого возникают досадные ошибки. Самые главные из них у меня были связаны с управлением персоналом. 

Среди нас есть архитекторы, бизнесмены, промышленные дизайнеры, люди из мира шоу-бизнеса. Состав команды никогда не был жёстким. Люди приходили и уходили, когда им переставало быть интересно. Из тех, кто начинал, в итоге остался только я.

RODNYA стала неким живым, саморегулирующимся организмом. Но у этого была и тёмная сторона: существовать в состоянии полной расслабленности, когда у каждого свой ритм, оказалось невозможно. В какой-то момент мы всё-таки начали формировать некую структуру и постоянный штат сотрудников с определёнными обязанностями. Но от принципа гибкости не отказались: в архитектурном направлении нам и правда нужно максимальное количество времени проводить в непосредственном контакте, а вот у тех, кто ведёт другие наши направления, нет жёсткого рабочего распорядка. Но бессмысленных обязанностей для галочки у нас нет.   

Гибкая структура позволяет не прогибаться, не предавать собственные идеалы и не уходить в чистую коммерцию 

Я сам сейчас возглавляю архитектурное направление, а остальными проектами занимаются мои партнёры. Я слежу за тем, чтобы то, что они делали, оставалось в общем векторе RODNYA, чтобы их действия были скоординированы между собой и никто не перетягивал одеяло на себя. Но в детали никогда не лезу, стараюсь им доверять. Постоянно приходит кто-то новый, предлагает что-то сделать у нас на площадке. И здесь главное — не строить иллюзий насчёт людей, трезво оценивать факты, смотреть на то, какой у человека опыт.

За время работы в RODNYA у меня сформировался некий иммунитет к новым предложениям, я перестал доверять абсолютно всем. Если ты на кого-то рассчитываешь, то почему? Просто потому что человек тебя заверил в том, что сможет что-то сделать? Так, например, из-за моего слепого доверия провалилась первая попытка открыть на нашей площадке кафе: работавший над ним человек просто не потянул такой большой проект. 

Новое кафе, которое мы планируем открывать, — типичный пример естественной эволюции RODNYA. Я провёл опрос в соцсетях среди посетителей Artplay о том, чего им особенно не хватает в этом арт-кластере, — и мои интуитивные предположения подтвердились. Оказалось, не хватает нормального места, где можно было бы поесть, с приятной атмосферой и адекватными ценами. Мы будем ориентироваться на людей, которые здесь работают, и нашу собственную аудиторию, которая приходит к нам на лекции и в киноклуб.      

Фотографии: Михаил Голденков