Александр Стельмах (Onliner.by): Почему бестселлер выгоднее линейки обычных продуктов. Изображение № 1.

 

Александр СТЕЛЬМАХ

Директор сайта Onliner.by

Компания 37Signals меняет название на Basecamp и планирует сконцентрироваться только на одном сервисе — одноимённом, популярном, простом как самовар (но от этого не менее эффективном) инструменте для управления проектами. Решению основателя компании Джейсона Фрида стоит аплодировать — не каждый владелец способен добровольно отказаться от куска бизнеса, особенно в случае, если этот кусок более-менее прибыльный. Объяснение маневру Джейсон дал в корпоративном блоге: распыляясь на много разных проектов, компания теряет фокус и обрастает гнусной бюрократей.

Взгляды Джесона Фрида на жизнь и на бизнес известны и широко растиражированы: небольшой штат, плоская структура, ненависть к менеджерам и совещаниям, прекрасные условия труда (в том числе удалённого) и прочие чудеса. Такой подход находит немало критиков: дескать, удобно философствовать, возглавляя относительно небольшую и простую компанию, но попробуйте перенести их в реальную жизнь — немедленно получится хаос и тлен.

Радикально упрощая масштабы бизнеса, Фрид выбросил белый флаг. Критики в восторге: применимость школы мысли 37Signals для тех, кто любит солидные компании со сложными бизнес-процессами, сотнями сотрудников и интригами между отделами, поставлена под сомнение. Есть и другие подводные камни: сервисы Campfire и Highrise, к которым Фрид публично потерял интерес и которые фактически объявил второсортными, будет сложно продать за высокую цену. Хотя ожидается, что за них всё равно удастся выручить миллионы долларов.

Многие бизнесмены страдают мегаломанией: в итоге вместо одного классного продукта появляется много посредственных

 

Впрочем, с другой стороны, не всё так грустно. На лучший, по моему мнению, инструмент для работы с проектами будет направлено 100% усилий компании, и это позволит обезопасить детище Фрида от конкуренции. В ответ стоит ждать справедливого вознаграждения: на главной странице Basecamp.com написано, что инструментом в прошлом году воспользовалось 285 000 компаний. Если каждая платила по $50 в месяц (самый популярный тарифный план), то выручка Basecamp весьма значительна.

Своим примером Фрид вновь обращает внимание общественности на концепцию less is more («лучше меньше, да лучше»). Её эффективность была доказана, когда Apple с одним смартфоном завалила Nokia с десятком моделей в линейке, но использовать такой принцип на практике почему-то не спешат. Многие собственники бизнесов объяты мегаломанией: быстрее, выше, сильнее, давайте займём все ниши вокруг побыстрее, потом будем разбираться, зачем нам это всё нужно. В результате фокус размывается, вместо одного классного продукта появляется множество посредственных.

Недавно в журнале Inc. была статья про владельцев семейных немецких бизнесов с выручкой по 100–500 млн евро в год, которые десятилетиями (а иногда и веками) делают один и тот же продукт. Например, табло для цен заправочных станций. Узкая специализация, отлаженный производственный процесс и — самое главное — качество ограждают таких предпринимателей от конкуренции, даже из дешёвого Китая, и позволяют наладить продажи по всему миру. Постоянное улучшение продукта, его оптимизация лишь изредка сопровождается аккуратным выходом в соседнюю сферу: например, компания, производящая специальное покрытие для детских площадок, обращает внимание на беговые дорожки стадионов.

Стоит порадоваться за переименованную Basecamp и за прогрессивность её основателя и CEO. Простота — это всегда круто.

Фотография на обложке: Shutterstock