Китайский технологический рынок всё громче заявляет о себе. В середине апреля IPO провёл сервис микроблогов Weibo, очередь за онлайн-ритейлером Alibaba Group. Аналитики пророчат большой успех последнему. Вероятно, это будет крупнейшее IPO за всю историю США. 

H&F составил гид по многообещающим компаниям КНР, которые уже влияют на международный рынок. (Alibaba в списке нет — о ней мы рассказали отдельно.)

 

Tencent

Пони Ма, основатель крупнейшей интернет-компании Китая Tencent, чьё состояние оценивается в $13 млрд, предпочитает оставаться в тени. Известно лишь, что получил IT-образование, хотя мечтал стать астрономом, живёт в Шэньчжэне, разрешает сотрудникам обращаться к нему просто по имени, что редкость для китайской корпоративной культуры. Несмотря на скрытность основателя, Tencent остаётся одной из самых открытых компаний Китая. Например, недавно она позволила себе невиданную для страны роскошь: пригласила американских журналистов на экскурсию. Всё — ради международной экспансии. Основные продукты Tencent: сервис мгновенного обмена сообщениями QQ и мобильный мессенджер WeChat. Суммарное количество пользователей уже почти приравнялось к количеству пользователей Facebook (около 1,2 млрд человек в месяц). Но несмотря на интерес к западным рынкам, Ма от общения с журналистами уберегли.

Своё бизнес-восхождение он начал в 1998 году, когда с приятелями зарегистрировал на Каймановых островах Tencent. Первым продуктом был мессенджер QQ, который в те времена назывался OICQ по аналогии с ICQ. Мессенджер был его абсолютной копией. Но OICQ канул в Лету, а QQ превратился в самую популярную интернет-платформу страны. Основа этой платформы — игры. Платное оружие, уровни и сокровища приносят компании львиную долю доходов.

Натиск с Востока: Как делают деньги крупнейшие интернет-компании Китая. Изображение № 1.

О разработке мобильного мессенджера Ма задумался в 2010 году. Он создал две команды в разных городах и каждой дал одно и то же задание, спустя два месяца выбрал одно из них, которое сейчас называется WeChat. С помощью него можно бесплатно общаться на разных платформах. Одна из фишек — это функция «Встряска». Надо потрясти телефон, чтобы он нашёл находящихся поблизости пользователей WeChat, которые не против познакомиться. Сейчас у WeChat 355 млн активных пользователей. Особенный рост популярности наметился, когда правительство ужесточило интернет-цензуру: пользователи стали предпочитать личное общение блогам.

Пони Ма очень аккуратен с властями. Однажды журналисты спросили его об отношении к цензуре. «Многие люди думают, что могут говорить и не отвечать за свои слова. Думаю, это неправильно», — ответил он. 

 

Baidu 

Название крупнейшего китайского поисковика Baidu можно перевести двояко: «поиск мечты» или «сотни раз». Сооснователь компании Робин Ли в 1996 году запатентовал алгоритм Rankdex, позволявший ранжировать результаты поиска на основе входящих ссылок. В то же время отцы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин только разрабатывали аналогичную систему. Позднее китайцы проиграли битву Google, поскольку Baidu так и остался локальным игроком. Тем не менее на китайском рынке Baidu — явление выдающееся, поскольку начиналось не с копирования успешных западных проектов, как это часто случается в стране. 

В 2000 году к Ли примкнул биохимик по образованию Эрик Сю — вместе им удалось быстро привлечь инвестиции. В первые два года существования они составили $11,2 млн. Партнёры не стали заморачиваться с бизнес-моделью. Обычно поисковики зарабатывают на контекстной рекламе, а китайцы просто поднимают в результатах сайты за определённую плату. В начале пути компания ничего не имела против интернет-пиратства и все желающие с лёгкостью могли найти через Baidu бесплатную музыку. К моменту проведения IPO в 2005 году эту политику скорректировали. 

Натиск с Востока: Как делают деньги крупнейшие интернет-компании Китая. Изображение № 2.

Google разрешён в Китае. Ради того, чтобы выйти в страну, американская компания продала 2,6% акций Baidu, которые ей принадлежали, и приобрела китайскую лицензию. По сей день Google остаётся там непопулярным: «гуглит» только небольшой процент продвинутых пользователей. Но это не значит, что у Baidu всё безоблачно. Его рыночная доля падает. Сейчас она около 63% вместо 80%, которые были ещё пару лет назад (хотя в Baidu настаивают на том, что и сейчас доля рынка превышает 80%). У компании появились молодые и агрессивные конкуренты. Удержаться на плаву помогает созданный Baidu бесплатный антивирус, а также Baidu Encyclopedia — крупнейшая энциклопедия на китайском языке. Также у компании есть собственные социальные сервисы, но им не удалось завоевать любовь масс. 

Сейчас капитализация Baidu составляет $56 млрд.

 

Sina Weibo

Китайскому аналогу Twitter, созданному летом 2009 года, понадобилось совсем немного времени, чтобы завоевать любовь 600 млн человек. Это было не просто явление в сфере социальных медиа: западные эксперты видели в Weibo инструмент, покачнувший цензуру. Через сеть молниеносно распространялась информация, которую власти пытались скрыть. Например, о крупной железнодорожной аварии.  

Надежды на лучшее рухнули осенью 2013-го. Правительство страны начало с новой силой закручивать гайки. Проводились аресты блогеров, и 1,6 млн человек решили вообще не пользоваться больше Weibo — активных осталось 129 млн. Пользователи включили самоцензуру, что, конечно, сказалось на контенте, который перестал для многих быть актуальным. Во избежание проблем в компании работают круглосуточно более 100 цензоров. 

Натиск с Востока: Как делают деньги крупнейшие интернет-компании Китая. Изображение № 3.

В апреле сервис вышел на биржу. И результаты оказались не такими впечатляющими, как предсказывали аналитики. Оценку предсказывали в $5 млрд, по факту она составила $3,46 млрд. 

CEO Sina Corp Чарльз Чао предсказуемо избегает темы политики. Когда журналисты его спрашивают о цензуре, он говорит, что ему неинтересно это обсуждать и вообще сервис остаётся очень свободным.

Сервис микроблогинга — это хоть и главное, но не единственное детище Sina. Компания основана в 1998 году и до сих пор развивает ряд сервисов: поисковик, почту, игры, дейтинг-сервис и другое.

 

Youku

Натиск с Востока: Как делают деньги крупнейшие интернет-компании Китая. Изображение № 4.

СМИ любят называть Youku китайским аналогом YouTube, но не всё так просто. Он также использует модели Hulu и Netflix. Китайцы давно разлюбили смотреть телевизор, но телешоу у них по-прежнему популярны, смотрят их с помощью Youku. Также компания выпускает и собственный видеоконтент. Крупные рекламодатели давно начали работать с сервисом, среди них Coca-Cola, Apple, Lenovo, Samsung.

Основатель сервиса Виктор Ку до ухода в собственный бизнес был президентом Sohu.com.  В 2012 году его сервис стал по-настоящему крупным: компания поглотила конкурента Tudou. Сейчас у него 300 млн пользователей и 50-процентная доля рынка.

На прошлой неделе компания перешла на новый виток развития. Она привлекла от Alibaba Group и фонда Yunfeng Capital $1,22 млрд инвестиций. В результате Youku оценена почти в $7 млрд. Alibaba надеется, что сделка поможет успешнее провести IPO. 

Деньги пойдут на расширение функционала видеосервиса, который, как надеется Ку, сможет привлечь к сервису более широкие слои китайского населения. 

Фотография на обложке: Sam Hofman