Маленький, но важный: Как меняется имидж предпринимателя в России. Изображение № 1.

 

Александр КИМ

Cооснователь сервиса бронирования экскурсий Sputnik8

В поисках ответа на вопрос, что делает общество благополучным, польский социолог Петр Штомпка разработал концепцию доверия. Он пришёл к выводу, что страна, в которой люди доверяют друг другу как на уровне межличностного общения, так и на уровне государственных институтов, развивается быстрее и успешнее. Доверие, в свою очередь, подразумевает важность индивидуального действия: чем больше ты вкладываешь сам, тем больше получаешь взамен, тем проще тебе положиться на действия других.

Чтобы люди доверяли друг другу, нужно обеспечить благоприятные условия для малого бизнеса. У Штомпки был наглядный пример подтверждения теории: за последние 20 лет его родная Польша оказалась лидером экономического роста в своём регионе, а в отчёте Doing Business 2013 именно её признали страной, которая добилась максимальных темпов улучшения условий ведения бизнеса. Кроме того, 70% ВВП Польши составляют малые и средние предприятия.

Россия, кажется, движется в противоположном направлении. Количество необходимых документов для регистрации и ведения бизнеса запредельно, а налоги растут из года в год. Но мы всё равно создаём — не благодаря, а вопреки. Малый бизнес в России сегодня — это история не про материальную компенсацию, а про создание чего-то нового, чего-то нужного. Это сказывается на обществе — из памяти которого постепенно стираются малиновые пиджаки и золотые цепи. Социологи это подтверждают: 68% россиян относятся к предпринимателям с симпатией. Ещё в 2011 году этот показатель составлял лишь 57%. 

Российское общество начинает осознавать, что заработать можно, делая что-то приятное и полезное

 

В бизнес-модель Sputnik я вложил концепцию микропредпринимательства. Наши экскурсоводы — это тоже предприниматели. Они работают на себя, а значит, больше выкладываются: чем лучше твоя экскурсия, тем больше людей к тебе вернётся, тем больше тебя будут советовать друзьям и знакомым. Именно поэтому мы не нанимаем экскурсоводов в штат, а просто даём им инструменты. 

Один из самых популярных глобальных сервисов среди микропредпринимателей — Airbnb — поначалу опасался выходить в Россию. Их можно было понять: чего ждать от страны, где никто не слышал о хорошем сервисе за приемлемые деньги? Но страна оказалась готова. Рост сервиса в России превзошёл ожидания основателей. В 2013 году, когда московскому офису компании был год, количество бронирований в России увеличилось на 1 625%, а количество апартаментов — на 400%. 

Или посмотрите на идею Workplace. Проект позволяет заниматься микропредпринимательством парикмахерам и швеям — творческим людям, которые часто противопоставляют себя расчётливым предпринимателям. Места в Workplace были раскуплены ещё до официального запуска проекта.  

Зато у микропредпринимательства старой волны, где покупателю надо непременно что-то впарить, дела идут не очень. У Oriflame в 2013 году в странах СНГ и Балтии выручка снизилась на 7%, у Avon в России — на 3%. Одна из причин: снижение количества продавцов. У Oriflame за год в тех же странах оно уменьшилось на 5%, Avon эту цифру не раскрыла.  

Российское общество начинает осознавать, что заработать можно, делая что-то приятное и полезное. Оно начинает активно себя пробовать в этом. А снятие психологического барьера — это подходящая почва для появления новых Павлов Дуровых и наших Элонов Масков. 

Фотография на обложке: Tomek Albin