Последние несколько лет маркетологи всего мира рассказывают о том, что платформа Facebook — одна из лучших для продвижения своего бренда. По мнению некоторых экспертов, социальная сеть меняет методы ведения бизнеса и способы взаимодействия компаний со своими потребителями. Многие надеются быстро привлечь аудиторию и заработать при помощи бесплатных брендированных страниц, однако опубликованная в Business Insider история одного из первопроходцев на поле бизнеса в социальной сети говорит о том, что это не так легко, как кажется.

H&F перевёл историю Джейсона Майклса, который зарабатывает миллионы на лайках и каждый день переживает, что его империя может рухнуть в любой момент.  

 

Миллион на лайках

Казалось, Майклс выбрал один из самых простых путей: все свои проекты он продвигал на бесплатной платформе и в итоге заработал миллионы. Однако, прежде чем взобраться на трон из миллиона лайков, предприниматель пережил несколько падений.

Майклс начал свой бизнес в 2011 году. Почти сразу обанкротился и оказался за решёткой. Всё началось в 2005 году, когда он ещё работал на рынке недвижимости. Классическая история: дела не шли в гору, а мужчине надо было кормить жену и маленькую дочь. Тогда он начал поиски нового способа заработать. Друзья предложили запустить сайт. Майклс купил домен WTFMagazine.com, расшифровав его для себя как «Where’s The Fun» («Где весело», а не «What The F---», то есть «Какого чёрта»). Было решено размещать на сайте оригинальный развлекательный контент.

«Это было просто весело и глупо», но люди читали глупые материалы. Вскоре после запуска, Майклс отправился в Балтимор для интервью с американской стантрайдерской группой Adrenaline Crew. Мотоциклисты болтали на стоянке и выпивали, внезапно вспыхнула драка. Сперва бизнесмен стоял в стороне и мирно снимал всё на телефон в надежде, что эти кадры приведут к нему новых подписчиков. Когда драка переросла в серьёзное разбирательство, он попытался успокоить дерущихся. В итоге Майклса заподозрили в том, что он спланировал и спровоцировал эту ссору, и обвинили в покушении на убийство.

Через два месяца обвинения были сняты, но он успел побывать в тюрьме, а все оставшиеся деньги были потрачены на адвоката. После освобождения предпринимателю необходимо было придумать, как быстро и много заработать. В 2007 году Facebook предложил сторонним программистам создавать приложения и зарабатывать на этом, а вскоре все пользователи получили возможность создавать страницы и управлять ими. Сегодня многие бренды продвигаются через Facebook, но ещё в 2011 году мало кто представлял, что на этом можно сделать хорошие деньги. Майклс увидел возможность освоить свободный рынок и рискнул. Он начал создавать максимально возможное число различных страниц и поддерживал их все, увеличивая трафик на своих сайтах.

Теперь же, когда социальная сеть обросла многочисленными популярными страницами, будь то фан-клуб пушистого пёсика или страница со смешными картинками, для многих гораздо проще купить уже популярную площадку, чем создавать и раскручивать что-то самостоятельно. Естественно, Facebook официально не позволяет продавать управление страницами, но это мало кого останавливает. Майклс оценивает рыночную стоимость своих страниц в $1 млн. Он утверждает, что некотрые из крупнейших современных СМИ купили уже популярные страницы несколько лет назад или же объединились с ними. Например, в этом не раз подозревали Upworthy и BuzzFeed, большая часть трафика которых приходит из социальных сетей. Но у бизнеса есть серьёзная уязвимость: малолетние хакеры, атакующие страницы.

 

Детские шалости

«Всё начинается как шутка — тебе просто хочется повеселиться. Ты не просыпаешься в один прекрасный день с мыслью, что хочешь украсть чью-то страницу на Facebook», — рассказывает Энтони в интервью Business Insider. Через год ему исполнится 18 лет и заниматься любимым делом — захватом чужих страниц в социальной сети — будет уже не так безопасно. Будучи несовершеннолетним, Энтони может рассчитывать на американский закон о защите конфиденциальности данных детей в Сети.

Энтони является членом сообщества, якобы связывающего 50 000 продвинутых подростков в интернете. Общие интересы детей внутри неофициальной группы The Church of Hijack («Церковь захвата»), созданной Энтони, — социальные сети, игры, веб-культура и взлом Facebook-страниц. Пока страницу сообщества не снесли, на ней можно было найти заявление: «Наша церковь посвящена великому менеджеру, который верит, что страницы на Facebook созданы для того, чтобы люди на них зарабатывали, а не веселились. Мы считаем, что у каждого должно быть право заработать на социальной сети». Внутри сообщества всех желающих также обучали тому, как получить доступ к той или иной странице и заработать на этом.

Всё это начиналось не как способ зарабатывания денег, а как развлечение. В 2009 году Facebook сделал страницы доступными для всех пользователей сети. Подростки начали создавать станицы, посвящённые любимым персонажам из мультфильмов и знаменитостям. Одними из первых нападению подверглись страницы, которые вели фанатки Джастина Бибера. Их воровали, чтобы посмотреть на смешную реакцию девочек, преданных поп-музыканту. Взломав страницы, подростки писали на них, как они ненавидят Бибера, что злило подписчиц и веселило взломщиков.

В FACebook, с одной стороны, тебя атакуют хакеры, а с другой — тебе приходится смириться с постоянными изменениями, вносимыми командой Facebook, например изменениями алгоритма работы новостной ленты

 

В 2009 году Энтони и его друзья ничего не знали о маркетинге и том, как зарабатывать деньги. «Мы были детьми и нырнули в этот новый для нас мир с головой», — признаётся приятель и коллега Энтони, мальчик по имени Остин.

Подростки разными путями захватывали управление страницами. Один из старых популярных методов: втереться в доверие к администратору страницы, предложить ему свою помощь и в результате удалить первоначального владельца страницы из админ-панели. Сейчас это невозможно, так как Facebook изменил настройки в аккаунтах администраторов. Компания делает очень многое для того, чтобы взламывать страницы становилось всё сложнее. Однако группы, похожие на созданную Энтони «церковь», обучают пользователей новым трюкам.

Когда страница на Facebook достигает 100 000 подписчиков, она становится мишенью для таких «угонщиков». Страницы брендов, получившие «подтверждение» (синие галочки), менее уязвимы. Джейсон Файк, известный также как Джейсон Майклс, знает это не понаслышке. Ему принадлежит около 40 страниц на Facebook, сделавших его миллионером. Энтони и Остин — главные враги бизнесмена, не раз пытавшиеся наживиться на его деле.

 

Большие проблемы

В начале февраля Майклс нашёл у себя в сообщениях на Facebook странное послание от неизвестного пользователя: «Братан.» («Bro.»). Через несколько минут трафик на его сайте FunnierPics.net резко упал. По данным Google Analytics, число активных читателей снизилось с 3 000 до нуля в считанные секунды. Мгновенно на одной из принадлежащих ему страниц Facebook появилось сообщение «Сайт упал :(». Автором обоих посланий был юный хакер Энтони.

Когда команда Майклса связалась с представителями крупнейшего мирового хостера GoDaddy — оказалось, что атаке подверглись 70 000 серверов. Главной мишенью нападающих был IP-адрес бизнесмена, а остальные понесли сопутствующий ущерб. Проблемы устранили за 16 часов. За это время Майклс потерял $15 000 от рекламодателей.

Майклс борется с подростками, атакующими его страницы, на протяжении последних нескольких лет. Сейчас предпринимателю 40. Он сколотил своё состояние почти полностью благодаря социальной сети. По словам бизнесмена, это прибыльный бизнес, но ты постоянно находишься на поле боя: с одной стороны, тебя атакуют хакеры, а с другой — тебе приходится смириться с постоянными изменениями, вносимыми командой Facebook, например сменой алгоритма работы новостной ленты. Так, в декабре 2013 года социальная сеть заявила о том, что лента будет формироваться в большей степени за счёт контента, отобранного самим Facebook, а не публикаций друзей. «Вести бизнес на базе Facebook — это то же, что открывать McDonald's на вершине вулкана. Ты никогда не знаешь, чего тебе ждать. Facebook постоянно меняется правила игры по своей прихоти».

Бизнесмену принадлежит одна из самых больших сетей из страниц на Facebook, но в отличие от СМИ вроде BuzzFeed у его команды немного шансов верифицировать свои страницы и получить заветные синие галочки. А команда Цукерберга не рвётся помогать подобным предпринимателям после того, как их страница была заблокирована или снесена. Иногда страницы исчезают навсегда. Как результат — бизнесмены выходят на тропу кибервойны с талантливыми подростками. «Я зарабатываю почти четверть миллиона долларов в месяц, поэтому мне приходится защищать своё дело. Если мне необходимо для этого играть с детьми, я буду играть, у меня просто нет выбора», — говорит Майклс.

 

Опасные игры

Одну из страниц бизнесмена временно заблокировали из-за публикации на ней изображения с порнографическим содержанием. Как утверждает предприниматель, он этого не делал. Проведя своё расследование, Майклс выяснил, что за этой историей стоит Остин. Мальчик опубликовал пост со скриншотом решения социальной сети и подписью: «Как приятно проснуться и узнать новость, что страницу Cleveland Brown обвинили в распространении непристойного контента. Страница удалена».

Вскоре Майклс получил сообщение от другого пользователя социальной сети с подтверждением виновности Остина и предложением выдать парня и его друзей за определённую плату. Бизнесмен решил продолжить войну, не заплатив.

Кроме удаления и воровства страниц, молодые хакеры используют и другие боевые тактики, например, пытаются втянуть других пользователей в неприятности с правоохранительными органами.

Сегодня многие бренды продвигаются через Facebook,
но ещё в 2011 году мало кто представлял, что на этом можно сделать хорошие деньги

 

Однажды предприниматель совершил поступок, о котором жалеет до сих пор. Он отправил Остину сообщение, где написал: «Вы смешной маленький мальчик, который никогда не сможет заниматься сексом. Вы не на того наехали. Я готов потратить немало своих денег, чтобы разрушить вашу жизнь и жизнь вашей семьи». Ещё один член сообщества воришек страниц после очередной кражи у Майклса получил угрозу: «У меня есть связи за пределами Facebook. И я уничтожу вашу жизнь».

Во время очередной битвы с бизнесменом мальчики пустили в социальной сети слух о том, что он педофил. «Он сказал, что собирался убить моего друга, так что мы решили дать сдачи. Ему и всем, кто лайкал его страницы, мы отправляли спам. В результате все стали думать, что он педофил», — рассказал Энтони.

 

Фотография на обложке: Shutterstock