Иногда кажется, что в компании ничего плохого не происходит, а сотрудники работают некачественно, срывают дедлайны и уходят к конкурентам. Часто проблема в том, что коллектив недостаточно мотивирован.

Сооснователь «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков рассказал, какие приёмы помогут воодушевить коллег.

 

Как правильно мотивировать сотрудников. Изображение № 1.

Сергей РЫЖИКОВ

Генеральный директор
и сооснователь «1C-Битрикс»

 

Показать сотрудникам результаты работы

Когда мы работаем, нами движет внутренний глубокий мотив, который я называю «оставить след» или «принести пользу в эволюционном смысле». Если мы можем сами себе сказать, что делаем что-то значимое и ценное, то работа приносит удовлетворение. Можно списать это на инстинкт продления рода и создания благ для последующих поколений. Но человек — сложная конструкция, и, помимо инстинкта, мы осознаём, что с присоединением к общей цели, к продуктивной работе команды мы получим личную выгоду.

Есть много примеров, когда даже хорошо оплачиваемая работа не устраивает людей, если её результаты выкидывают на свалку. У каждого из нас найдётся знакомый, который уволился с работы с объяснением: «Не могу больше терпеть этого идиотизма!» Так происходит, когда сотрудник не чувствует себя причастным к достижению общих целей, которые он принял за свои в момент прихода в компанию.

Если проблема с мотивацией стоит очень остро, значит усилия сотрудников не тратятся на общие цели, а расходуются впустую. Руководитель должен делиться достижениями. Имеется в виду не материальное вознаграждение за труд (это и так понятно), а эмоциональная реакция в ответ на потраченные время и силы, своего рода возврат энергии: «Мы сделали это! Мы двигаемся в правильном направлении!»

Даже отрицательная реакция на сделанную работу намного лучше игнорирования результатов. Если результат не был достигнут, руководитель может сказать: «Мы ошиблись, и у нас не получилось. Теперь сделаем по-другому». Но если он не скажет ничего, то сотрудники сочтут, что их усилия не востребованны, и перестанут стараться.

 

Использовать демотиваторы

Выполняя какие-то действия, человек хочет вернуться к повторению опыта, если получает положительную реакцию от окружающей среды. Но если реакция отрицательная, то мозг меняет цепочку поведения. Например, моя маленькая дочь любит на всём виснуть. Недавно она повисла на стуле, не рассчитала вес, и её придавило этим стулом. Больно, но больше на нём виснуть не будет. И родители знают: не надо везде страховать детей — у них должен быть свой инстинкт самосохранения.

Очевидно, что с возрастом демотиваторов становится всё меньше и меньше. И у меня есть убеждение, что люди от этого перестают быстро прогрессировать — они не получают от окружающей среды реакции, достаточной для смены поведения и поиска нового опыта. В компании самое большое наказание для сотрудника компании — лишить его премии. Но я считаю, что демотивировать нужно не рублём. Будет лучше, если руководитель по-человечески, чётко и понятно объяснит, что результат работы — плохой и почему именно. Для взрослых людей это работает как демотиватор.

Почему некоторые люди получаются такими особенными, что про них говорят «у него очень сильная самомотивация»? Мне кажется, у них есть встроенный регулятор — система внутреннего самонаказания. Они дают себе жёсткие оценки: «Да, ты получил деньги, но результат плохой! Мог же сделать нормально!» Фактически они доводят себя до состояния, когда эти оценки мозг воспринимает как демотиватор. И тогда они начинают искать новые способы добиться целей. Это уникальные и полезные люди, их нужно находить и ценить в компании.

 

Не оправдываться обстоятельствами

Если поставить задачу в виде KPI (ключевые показатели эффективности) и этим ограничиться, то сотрудники, скорее всего, взломают систему оценки и выполнят работу формально или вообще не выполнят, сославшись на непредвиденные обстоятельства. Поэтому у нас в компании применяется прорабский метод оценки труда. Его суть в том, что наряду с KPI есть субъективная оценка руководителя. Он своего рода прораб на стройке, которого не обманешь. Так, здесь шпаклёвка отваливается — переделывайте!

Для коллег, которые списывают свои неудачи на непредвиденные обстоятельства, в своё время у меня появился полушуточный ответ. Когда сотрудник не успевал выполнить работу в срок, я отвечал: «Жаль, мы не успели начислить вам зарплату: возникли непредвиденные обстоятельства в банке». Это была шутка, но людей цепляло, и они начинали задумываться, где находится сфера их ответственности.

Позже для таких сотрудников у меня появилась ещё одна история — про водителя, которому надо довезти коробку на другой конец города. Он садится в машину, выезжает за ворота, и сразу начинаются непредвиденные обстоятельства. Тут яма на дороге, там светофор не работает, слева подрезали, гаишник остановил. Жуть же! Но в этом и состоит компетенция водителя: на пути из точки А в точку Б он берёт на себя ответственность за непредвиденные обстоятельства и не перезванивает мне со словами: «Загорелся красный свет! Что делать?»

Важно, чтобы сотрудники понимали, где находится их степень ответственности и что решать непредвиденные обстоятельства — это их обязанность.

 

Переждать упадок

У всех людей настроение и трудоспособность раскачиваются туда-сюда. Иногда ты восторженно над чем-нибудь работаешь, много всего удаётся сделать. Но через некоторое время наступает период, когда всё получается не так. Если представить это в виде графика, то получится синусоида, которая гуляет то в плюс, то в минус.

Когда мы оказываемся в минусе, то можем легко разрушить построенные отношения с людьми, останавливаем движение, откатываемся назад. Но если в этот период мы будем терпеливыми и спокойными и отложим принятие важных решений, этого не произойдёт. Именно так я и поступаю: не решаю важных вопросов и стараюсь терпеливо относиться к людям. Я говорю себе: «Сегодня среда? Ну ничего, эту неделю вот так спокойно, аккуратно доработаем, дочистим мелочи, а через несколько дней синусоида настроения и трудоспособности пойдёт вверх, и тогда мы опять начнём строить».

И руководителям, и сотрудникам стоит иметь в виду, что так случается всегда и со всеми. Маятник качнётся из стороны в сторону, и наступает подъём. Происходят новые позитивные события, ты смотришь на ситуацию с другой точки зрения, и всё выглядит просто фантастически.

Хорошее настроение и оптимизм вдвое повышают IQ и дают вам преимущество перед остальными. Одни и те же события в плохом настроении могут казаться трагедией, а в хорошем — возможностью всё изменить, и решение вы будете принимать по-разному. Поэтому вам обязательно нужно научиться поддерживать себя, чтобы синусоида настроения в любой точке оказывалась выше нуля. Вы должны улыбаться, и вокруг вас должны быть радостные люди.

 

Фотография: Shutterstock