Каково учиться в английской 
бизнес-школе. Изображение № 1.

Мария Антонова

студентка бизнес-школы Bath

 

 

Подготовка

Всё началось с книги Чарльза Диккенса «История Англии для юных». Я загорелась идеей изучать средневековую историю Великобритании, позже интерес только возрастал. Почти каждое лето я ездила в Великобританию и учила язык. В десятом классе захотела поехать туда учиться — родители меня поддержали, нашли агентство, стали изучать программы. Решили, что лучшим вариантом будет поехать на программу A-level в Stephen Perse Sixth Form College.

В Англии (в Шотландии всё по-другому) есть две системы курсов для поступления в университет. На обеих программах нужно учиться два года. На A-level ты сам выбираешь четыре-пять предметов и учишь их в течение года. Потом сдаёшь экзамены и на следующий год можешь отбросить дисциплину, которая идёт хуже всего. В среднем все выбирают четыре предмета и на второй год оставляют только три. В The International Baccalaureate (IB) надо изучать пять предметов, некоторые из них обязательны. Дополнительно к ним идут 150 часов занятий творчеством, спортом и благотворительностью.

В колледже я была единственным иностранным учеником из Европы — остальные иностранцы были китайцами. В самом начале обучения моим главным камнем преткновения была история: за эссе мне ставили оценку E, а это даже ниже, чем двойка. В какой-то момент перестали ставить оценки, чтобы не расстраивать меня. Я безумно благодарна своему педагогу: он индивидуально разбирал со мной ошибки. В результате в конце первого же года я вытянула историю на A.

 

Поступление в университет

Уже в конце первого года обучения на A-level ты должен знать, в какой университет хочешь поступить. Само поступление происходит в первой половине второго года обучения. Для этого нужно создать учётную запись в системе UCAS. В неё заносятся рекомендательные письма от учителей, информация обо всех экзаменах (будь то IELTS или вождение) и personal statement — письмо о том, почему вузы должны взять именно тебя и именно на эту специальность. Можно выбрать пять университетов и пять специальностей, но лучше, чтобы они были из одной сферы. Каждый вуз сообщает об оценках за три предмета, с которыми он готов принимать студентов. Стандартные требования в ведущие вузы — это AAA или AAB. Университеты просят сдавать разноплановые предметы: ты должен показать, что тянешь как гуманитарные, так и технические науки.

В середине августа, спустя почти два месяца после экзаменов, ученикам по всей стране объявляют их результаты. Я сдавала историю, экономику и математику. С последним предметом были проблемы: учительница сначала не хотела ставить мне A. Затем она сказала мне, что, если я напишу тест по тригонометрии на 90 баллов или выше, она всё-таки пойдёт мне навстречу. Я написала его на 97. Все пять вузов, в которые я подавала заявление, меня приняли, хотя это бывает редко.

Дальше начинается самое интересное. Человек должен выбрать только два университета. Если твой основной вуз по результатам финального экзамена не примет тебя, ты сможешь поступить во второй, у которого, как правило, требования ниже, что почти гарантирует твоё поступление, даже если ты завалил какой-то экзамен.

Но я сделала очень рискованный шаг: оба вуза, которые я выбрала, имели одинаковые требования к оценкам — AAA. Я понимала, что если не пройду в первый, то не пройду и во второй. Первым был The University of Warwick — вуз, знаменитый своей бизнес-школой, а вторым — The University of Bath. Бизнес-школа там только начинала развиваться, хотя уже входила в десятку лучших по стране.

 

Когда мне сказали, что я принята, я положила трубку, села на корточки прямо посреди садовой дорожки и зарыдала в голос — такое было невыносимое напряжение

 

Директор отговаривал меня от выбора двух одинаковых вузов и напоминал, что второй вуз должен иметь более низкие требования. Но я решила, что иду получать только лучшее, и, если не поступлю туда, возьму gap year. Утром в день получения результатов я проверила свой аккаунт в UCAS и первое, что я увидела, — «The University of Warwick has declined you». Они мне отказали. У меня истерика. Пронеслась мысль, что раз я не поступила в Warwick, то и в Bath меня никто не ждёт. Чуть ли не рыдая, иду школу и получаю оценки. Всё оказалось совсем не так плохо: одну оценку я получила ниже, чем мне предсказывали, другую вровень, а третью выше.

В растерянном и расстроенном состоянии я пошла к директору школы, сказала, что Warwick меня отклонил. Он рассказал, что за день до этого лично звонил туда и пытался спасти моё положение — рассказывал им, какая я способная ученица и что виной всему волнение. А потом директор напомнил мне про второй университет, Bath, от которого я до сих пор не получила сообщений. Он посоветовал мне позвонить им и написал текст, который я должна была произнести (в моей голове слова тогда не складывались в предложения). Выйдя в школьный двор, я набрала номер. Я висела на линии сорок минут. Когда мне ответили, я спросила про их решение. Меня попросили ещё немного подождать, а потом сказали, что я принята. Я положила трубку, села на корточки прямо посреди садовой дорожки и зарыдала в голос — такое было невыносимое напряжение.

 

Затраты

Англичане и европейцы платят за обучение 9 тысяч фунтов в год, а остальные — 13 700 фунтов. Мне сложно сказать о моих затратах в месяц, всегда по-разному. Например, покупка продуктов на двух человек на три-четыре дня обходится в 30 фунтов. Проживание — 80−120 фунтов в неделю на человека. Общежитие студентам после первого года предоставляется только в исключительных случаях. Обычно ученики объединяются и снимают дом. В прошлом году я жила с двумя девочками с факультета психологии и с парнем с математического.

 

Учёба

Моя программа Business Administration отличается от других. В течение первого года нам дают обязательную базу по всем направлениям менеджмента — финансы, математика, IT, маркетинг, работа в команде. Нас пугали, что занятия нужно строго посещать, но на самом деле пропуски никак не сказались на итоговой оценке. На многих лекциях — релакс-атмосфера, можно есть, например. На специальном университетском сайте находятся статьи по предметам, описание курсов, презентации, упражнения. Большинство учебников и статей можно скачать, а не покупать книги, которые здесь безумно дорогие — некоторые стоят по 50 фунтов.

На втором году обучения уже можно было специализироваться, и я решила взять историю экономической мысли, статистику, экономику стратегии и организационный дизайн. Учёба занимает немного времени: в день может быть только одна лекция. Однако считается, что ученик должен самостоятельно уделять предмету в среднем шесть часов в неделю, но мало кто это делает — все активизируются только во время экзаменов. Со второго года обязательным остаётся только групповой проект. В первом полугодии проект был исследовательским. Мы могли самостоятельно выбрать тему для — например, мои друзья исследовали рынок марихуаны в Великобритании. А мы писали о пособиях по безработице, поскольку для Англии это большая проблема.

В этом полугодии я буду изучать бизнес-прогнозирование, корпоративные финансы, поведение потребителя и менеджмент проектов. Также будет групповой бизнес-проект: на этот раз нам предстоит воплотить какую-то бизнес-идею и собрать деньги на благотворительность.

 

Экзамены и оценки

Финальная оценка за модуль обычно состоит из двух частей — курсовая работа (30−40 %) и экзамен (60−70 %). Экзамены проходят в формате ЕГЭ — письменное задание, которое нужно выполнить в течение ограниченного времени, в среднем за два часа. Основная проблема нашего курса — отсутствие баланса сложности между предметами. Есть модули, которые априори тяжелее, чем другие. На экзамене по математике ты получаешь точно такие же задачи, как в течение семестра. А для изучения истории экономической мысли приходится в оригинале читать неимоверное количество текстов, написанных в среднем двести лет назад.

 

У англичан нет культуры списывания. У нас проплатить экзамен или списать на нём — это круто, а у них есть внутренняя гордость в этом плане

 

На экзамене необходимо было определить авторов отрывков текстов, название трудов, вспомнить основные тезисы, деятелей, оказавших влияние на авторов, и оценить, как труд в дальнейшем повлиял на развитие экономической мысли. Учительница любила всех путать, например, ставила два отрывка из одного и того же произведения. Этот экзамен я сдала, хотя ошиблась с определением автора одного текста.

Интересно, что у англичан нет культуры списывания. У нас проплатить экзамен или списать на нём — это круто, а у них есть внутренняя гордость в этом плане. Если о списывании узнает преподаватель, сразу поставит незачёт. Но гораздо хуже, если об этом узнают сокурсники, потому что таким образом ты унижаешь их — отношение к тебе сразу поменяется.

 

Практика

Первое полугодие второго года и второе полугодие третьего на нашем курсе отводится на обязательную практику. Во время практики никто не учится. Вуз помогает нам найти временную работу: нас учат писать резюме и сопроводительное письмо, рассказывают, как вести себя на интервью и презентовать свои навыки. Нам устраивают пробное интервью с реальными людьми из компаний, которые спонсируют наш вуз.

Меня, например, взяла та самая компания, с которой я беседовала на пробном интервью. Я работала в отделе маркетинга страховой компании Zurich. Анализировала документы, помогала проводить маркетинговую кампанию. Также у всех интернов Zurich был групповой проект — создание базы данных всех крупных начальников отделов в компании. Для этого надо было проинтервьюировать каждого человека из головного управления, включая CEO. Нам нужно было сделать профили этих людей с описанием их позиции, опыта, обязанностей и систематизировать это.

На курсе бытует мнение о том, что финансисты и банкиры — самые крутые, что они получают какие-то невероятные деньги. Ребятам стыдно говорить о практике в маркетинге, HR или PR. Если сказать однокурсникам, что ты стажировался в отделе маркетинга в L’Oréal, они ответят: «Ну и сколько пробничков тебе надарили?»

 

Трудности

Трудно бывает с преподавателями, которые не задают конкретных критериев — ты не понимаешь, как оценивают твоё сочинение, что хотят от тебя на финальном экзамене.

Кроме того, сначала мне было немного трудно понимать людей, которые говорят с акцентом, но сейчас у меня много друзей из разных стран, и это не проблема. Ещё я долго отучалась писать скобочки в конце предложения — пришлось привыкать к полноценным смайликам.

 

Планы

Я думаю пойти работать или доучиться в магистратуре. Тут тоже нужно решить — брать MBA или какую-то другую специализацию. Я пока не знаю точно, чем хочу заниматься в дальнейшем — возможно, консалтинг, стратегическое развитие, поднятие стартапов или интернациональный бизнес. Мне больше хочется общаться с клиентами, вести проекты.

Университет нужно окончить хорошо. В отличие от России, здесь важна финальная оценка. Чтоб получить степень, с которой возможно дальнейшее продвижение, нужно иметь средний балл 60 и выше. Если у тебя балл между 40 и 60, то тебя не возьмут на нормальную работу. Если средний балл будет ниже 35, ты вылетаешь из университета. Моя оценка сейчас 55, нужно подтянуться баллов на десять. Надеюсь, это не будет так сложно — опыт есть.

Фотография обложки: Shutterstock