Специалисты в области солнечной энергетики настаивают на том, что продолжают дело Архимеда, который ещё в 212 году до н. э. с помощью системы зеркал использовал луч солнца как оружие и поджигал корабли римлян, осаждавших Сиракузы. Преобразовывать солнечную энергию в электрическую начали, когда в 1973 году в Европе возник первый энергетический кризис с подачи стран-участниц ОПЕК, снизивших добычу нефти. Тогда же появилась мода на всё экологичное.

 

О ПРОФЕССИИ

ПРОФЕССИЯ

Инженер по установке солнечных электростанций

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ

Начала развиваться 10 лет назад, в нынешнем виде — в 2009 году

ОБЯЗАННОСТИ

Установка и обслуживание солнечных батарей 

КОМУ ПОДХОДИТ

Инженерам любой специальности

ЗАРАБОТОК

20 000–80 000 рублей

КЛИЕНТЫ

Владельцы частных загородных домов, девелоперы загородных посёлков, фермеры, агропромышленные комплексы, муниципальные власти городов

 

Сейчас с помощью солнца мы получаем всего 0,1 % всей электроэнергии в мире, хотя потенциально светило может вырабатывать до 10 000 ТВт, что примерно в 5 000 раз больше, чем мощность всех современных стационарных энергетических установок Земли.

На Западе отрасль начала активно развиваться и генерировать новые рабочие места примерно 10 лет назад. Развитие технологий и выход на рынок Китая создали конкуренцию между производителями, это позволило существенно снизить цены на солнечные батареи — сейчас они стоят на 80 % дешевле, чем в 2001 году. 

Объём мирового рынка солнечной энергетики, по данным американской компании Lux Research, в 2012 году составит $8,6 млрд. 

В России солнечные батареи появились примерно 20 лет назад, но в основном все эти годы отрасль в стране развивалась как научная и прикладного применения практически не имела. Существует шесть крупных предприятий, занимающихся производством солнечных модулей: по два в Краснодаре и Зеленограде, по одному в Рязани и Москве. Примерно до 2005 года 90 % продукции уходило на экспорт в западные страны, но несколько лет назад на рынок солнечных батарей ворвался Китай и задавил конкурентов низкой ценой. В США и ряде европейских стран даже были приняты специальные законы, увеличивающие пошлину на ввозимые из Китая солнечные модули. 

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 1.

МОДУЛЬ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ СТОИМОСТЬЮ 150 000 РУБЛЕЙ СПОСОБЕН ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИТЬ ЭНЕРГИЕЙ ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 2.

 

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 3.

 

В последние три-четыре года, говорят участники рынка, резко выросло количество компаний, предлагающих установку и помощь в эксплуатации солнечных модулей. Забота об экологии входит в моду, кроме того, цены на батареи за два года упали в два раза — с 300 000 рублей до 150 000 рублей за модуль, способный полностью обеспечить энергией загородный дом. Это удвоило количество заявок на установку. Пока оборудовать солнечными батареями свои жилища спешит средний класс. «Тем, кто побогаче, не важно, сколько платить, они могут провести к себе традиционные коммуникации и не беспокоиться, что что-то выйдет из строя», — говорит гендиректор компании «Русский ветер» Геннадий Дементьев. Со стороны государства и крупного бизнеса интерес возникает пока эпизодически. В 2010 году при поддержке местной администрации солнечными батареями и ветряными установками был оснащён агрокомплекс «Агро-Белогорье», производитель мясной и молочной продукции в Белгородской области, теперь опыт предприятия приезжают изучать из других регионов России.

В Москве в 2010 году появились первые умные остановки городского транспорта, оснащённые батареями: они накапливали энергию днём и освещались ночью благодаря солнцу — горели лампочки на потолке и подсвечивалось рекламное место. Владельцы конструкций, компания «Рекарт-31», правда, не очень довольны ими: остановки оказались слишком хрупкими и часто подвергаются атакам вандалов, к тому же солнечных часов в зимнее время не хватает для того, чтобы накопить энергию для освещения на всю ночь. Тем не менее в марте вице-мэр Москвы Николай Лямин заявил, что правительство города готово выделить 10 млрд рублей на то, чтобы оснастить солнечными батареями «десятки остановок городского транспорта». 

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 4.

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 5.

 

Азамат ТИЛОВ

27 лет

инженер-консультант компании «Ваш солнечный дом»

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 6.

 

КТО РАБОТАЕТ

Я окончил МАИ по специальности «испытания летательных аппаратов» в 2007 году и потом в том же вузе получил второе высшее образование по специальности «эколог».

Специалистов по возобновляемой энергетике сейчас готовят различные вузы, например, в Москве это МЭИ, Бауманка, Университет инженерной экологии. Есть кафедры и факультеты и в других вузах, в том числе в регионах. Вот эти студенты устраиваются на работу.

Если принцип работы солнечных элементов и батарей один и тот же уже десятки лет, то технологии их производства постоянно меняются, оборудование совершенствуется, всё время появляется что-то новое, что нужно изучать и понимать, как применять. Ещё более быстрый прогресс в области электроники, ведь в солнечной энергосистеме, кроме солнечных батарей, есть ещё много других элементов — контроллеры, инверторы, аккумуляторы и тому подобное.

 

ЗАРАБОТОК

Начальная зарплата сотрудников составляет примерно 20 000 рублей. Дальше, в зависимости от опыта и умений, зарплата растёт. Максимальная зависит от активности и умений сотрудника.

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 7.

СТОИМОСТЬ МОДУЛЯ УЖЕ ПОЧТИ ДОСТИГЛА МИНИМУМА ПОСЛЕ ТОГО, КАК СИЛЬНО СНИЗИЛАСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 8.

 

КАК СТРОИТСЯ РАБОТА

Понятно, что солнечные батареи — сезонное предложение, устанавливают их в основном с весны по осень. Но в осенне-зимние месяцы есть большой спрос на резервные системы электроснабжения. В том числе на основе ветроустановок, солнечных тепловых коллекторов и так далее. В среднем мы продаём по несколько киловатт солнечных модулей ежемесячно. 

Солнечные батареи работают 30 и более лет, они являются самой долговечной частью солнечной энергосистемы. Электроника (контроллеры, инверторы) служат лет 10–15. Аккумуляторы могут потребовать замены через 5–10 лет. Если у клиента возникают проблемы, мы выезжаем на объект и помогаем ему их решить.

 

КЛИЕНТЫ

Инженер солнечных электростанций. Изображение № 9.

 

Это в основном владельцы загородных домов, с различным уровнем достатка — от пенсионеров-дачников до довольно обеспеченных людей. Дачники при помощи солнечных батарей решают задачу минимального электроснабжения — телевизор, свет, холодильник и тому подобное. Более мощные системы позволяют обеспечить загородный дом электроэнергией в полном объёме. Сейчас в моду входит забота об экологии и окружающей среде, но всё равно в первую очередь люди смотрят себе в карман, и большинство устанавливает батареи, когда это выгодно. Экономически эффективно установить такой источник энергии в том случае, если есть трудности с подведением централизованных сетей, или они ненадёжны, или не хватает выделенных мощностей. Солнечные батареи дешевле, например, дизельного генератора, а зачастую и покупки дополнительных мощностей от сетей.  

К нам иногда обращаются девелоперы, но быстро отказываются от идеи оборудовать посёлки солнечными батареями: это увеличивает капитальные затраты и конечную стоимость коттеджей, и они хуже продаются. Хотя потом владельцы домов в этих посёлках с удовольствием заказывают у нас оборудование и установку.

Солнечные батареи часто покупают пчеловоды: они себе обеспечивают комфортные условия проживания (свет, радио) на своих удалённых пасеках, где обычно централизованной сетью и не пахнет.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

В России отрасль развивается очень медленно, и мы всё ждём, когда государство начнёт как-то поддерживать её, без этого ничего не делается. Пока власти только изредка обращаются к этой теме. Мы, например, через наших партнёров, поставляли оборудование для светофоров и дорожных знаков на солнечных батарейках в Москве. Но это пока единичные случаи. К нам обращались с проектом по сокращению потребления электроэнергии на нужды освещения остановок Мосгортранса, но в итоге что-то у них не сложилось.

Увеличение заказов от частного сектора идёт стабильно, но взрывного спроса в ближайшее время ждать не приходится. Стоимость модуля уже почти достигла минимума после того, как сильно снизилась за последние несколько лет. Рост интереса вызван сейчас в основном ростом цен на традиционные энергоносители, а также большей озабоченностью людей проблемами экологии и защиты окружающей среды.