В последнее время Илон Маск спит на заводе Tesla Motors, чтобы запустить производство электромобилей Model 3 к 2017 году. За две недели они собрали 400 тысяч предзаказов — нужно по-настоящему сверхчеловеческое усилие, чтобы успеть произвести машины в срок. Впрочем, основателя Tesla Motors и SpaceX давно считают супергероем. Он работает по 100 часов в неделю, вдохновляет уставших сотрудников одним предложением, игнорирует людей на собеседованиях по 15 минут, никогда не доволен сделанной работой и говорит о будущем так, будто оно наступит завтра. The Village разобрался, как всё, что делает Илон Маск, влияет на нашу жизнь.

Экосистема для машин

В 2015 году Tesla Model S стал самым популярным электромобилем в США (годом ранее им был Nissan Leaf). В масштабе индустрии продажи не впечатляют — всего 26 тысяч. Но недешёвую машину за 81 тысячу долларов покупали в полтора раза чаще бюджетных Nissan Leaf и Chevy Volt (они дешевле в 2,5 раза).

Вместо того чтобы просто выпускать машины, Маск строит экосистему. А она решает проблемы водителей и покупателей. У компании есть сеть из 7 тысяч зарядных станций в США, Европе и Китае. Неполного заряда аккумулятора Model S в США хватит, чтобы доехать от одной до другой. Водитель не боится, что встанет посреди дороги и не сможет зарядиться. В Неваде Tesla Motors строит огромный аккумуляторный завод. К 2020 году он будет выпускать 500 тысяч аккумуляторов в год, чуть больше всего мирового производства батарей для электромобилей. Это удешевит аккумуляторы на треть и позволит выпускать сотни тысяч бюджетных моделей.

Месяц назад Маск показал Model 3, электромобиль за 35 тысяч долларов, который разгоняется до 100 километров в час за шесть секунд и умеет ездить на автопилоте. За две недели его заказали 400 тысяч человек. Пока электромобилей меньше 0,1 % от всех легковых машин в мире, они не влияют на экологию. Но Model 3 оказалась популярнее самого продаваемого автомобиля в США (это Toyota Camry, в прошлом году её купили 361 тысяча человек), поэтому нужно говорить о переменах в индустрии.

Колонизация Марса

В 2006 году Маск вложил собственные 100 миллионов долларов в SpaceX, а через восемь лет её корабль стал первым частным челноком, который доставил груз к МКС. Компания постоянно делает что-то впервые. В конце 2015-го первая ступень Falcon 9 отправила груз на МКС и вертикально села на космодроме (обычные ракеты просто падают в океан). В апреле ракета отправила груз к МКС, а потом села на плавающую платформу в Атлантическом океане (после четырёх неудачных попыток). В 2017-м SpaceX пошлёт астронавтов на космическую станцию. Экипаж на эту миссию уже назначен.

SpaceX пытается удешевить запуски. Если получится, то в космос станут летать чаще. Значит, в космосе будет больше исследований, у космического туризма начнётся новый этап развития, а на Луне и астероидах станет выгодно добывать полезные ископаемые.

Компания Маска делает космос доступнее за счёт более низкой стоимости ракет. Они модульные и делаются на основе предыдущих, а не с нуля. Например, тяжёлая ракета Falcon Heavy собрана из трёх Falcon 9. Первая ступень ракеты не падает в океан, а возвращается на космодром, там её чинят, заправляют и запускают ещё раз. Повторный запуск стоит примерно вдвое меньше. К тому же Falcon 9 «выживает» чаще. Если первая ступень Falcon 9 отделилась на скорости до 6 тысяч километров в час, то её посадят на космодром. Если скорость на момент отстыковки была выше (от 6 до 9 тысяч километров в час), посадить на космодром уже не получится. Тогда диспетчеры направят её на плавучую платформу, которая перехватит ступень.

Все разработки SpaceX задуманы ради одной цели — колонизации Марса. Человечеству опасно сидеть на одной планете, считает Маск: если случится мировая катастрофа, оно исчезнет. Колония на Марсе сохранит цивилизацию. «Хорошие новости: нищеты и болезней больше нет, плохие новости: людей не осталось», — отвечает он скептикам, которые считают, что нужно заняться проблемами на Земле. Маск хочет устроить переселение на больших транспортных кораблях в колонию с населением не менее 80 тысяч человек. Они смогут поддерживать производство и обеспечивать сами себя. Маск знает, что не доживёт даже до начала колонизации, но всё равно фанатично идёт к цели.

Искусственный интеллект

Маск боится искусственного интеллекта. По его мнению, он — самая большая угроза человечеству. «Вместе с искусственным интеллектом мы призовём демона, — считает он. — Во всех этих историях парень с пентаграммами и святой водой уверен, что сможет контролировать его. Но это не работает».

Когда Facebook, Google, Microsoft и Apple продвинутся в исследованиях искусственного интеллекта, они перестанут о них рассказывать. Тогда никто не сможет сказать, не становится ли искусственный интеллект Google опасным. Чтобы люди случайно не создали «злой» ИИ, Маск (и ещё десяток предпринимателей) основал OpenAI, некоммерческую организацию, которая публикует разработки по ИИ с открытым кодом и призывает сотрудничать.

Когда разработчики получат доступ к инструментам для ИИ и системам на его основе, они начнут интегрировать их в свои сервисы. Приложения станут хорошими собеседниками, фитнес-трекеры — лучшими советчиками, а в жизни каждого появится небольшой искусственный интеллект. Если в будущем любой сможет построить свой ИИ, то в мире появится множество таких систем. Когда одна из них окажется «злой», остальные попытаются остановить её, так же как общество защищает себя от преступников. Но если останется только один ИИ, его никто не остановит.

Вакуумный поезд

В 2012 году Маск изложил концепцию Hyperloop — поезда, который двигается со скоростью звука. Японский скоростной поезд на магнитной подушке L0 Series разгоняется до 603 километров в час. На такой скорости он испытывает существенное сопротивление воздуха, поэтому ехать ещё быстрее либо опасно, либо не получится. Маск предложил поместить одиночные капсулы в стальную трубу с частичным вакуумом. Капсула почти не испытывает сопротивления и теоретически летит со скоростью 480–1 220 километров в час. От Москвы до Петербурга в такой добраться можно за час, до Красноярска — примерно за четыре часа (самолёт летит 4,5 часа).

Маск выложил описание и предложил придумать решение. Над ним работают несколько компаний, а также его SpaceX. Они строят два тестовых трека: восьмикилометровый в Неваде и около штаб-квартиры SpaceX в Калифорнии. Если получится запустить вакуумный поезд, то у авиакомпаний появится конкурент. Поезд движется со скоростью самолёта, но летать для этого не нужно. Станции Hyperloop, скорее всего, будут меньше аэропортов, поэтому их можно расположить ближе к городу. Правда, пока никто не считал, сколько будет стоить одна поездка.

Солнечные батареи

В 2006 году Маск помог своим кузенам основать компанию по установке солнечных батарей на жилые дома. Батареи стоят дорого, поэтому SolarCity сдаёт их в аренду. Владельцы домов оплачивают только установку, а потом каждый месяц платят за аренду и стоимость энергии с батарей. На этом можно экономить. Тарифы за электроэнергию непредсказуемо растут каждый год. Солнечная энергия дешевле, а её подорожание известно заранее (в тарифах SolarCity — 0–2,9 % в год).

У одних это работает, у других — нет. Кто-то стал платить за электричество на треть меньше, некоторые экономят по 45 долларов каждый месяц, а у кого-то выгода составила всего 20 долларов за год. SolarCity показывает людям и большим компаниям, что солнечная энергетика работает и с неё можно получить выгоду. Солнечные батареи на крышах домов и офисов снижают нагрузку на городскую сеть и электростанции, делают людей менее зависимыми от одного источника энергии и улучшают экологию.

Обложка: Tesla Motors