Владельцы компании Bojole Research (специализируется на маркетинговых исследованиях) создают механизм базовой оценки успешности стартапа. У проекта Proved уже появился сайт, создана закрытая бета-версия, об этом H&F рассказал совладелец Bojole и Proved Александр Ломизов. Проект сейчас ищет 50 стартаперов или идей для бета-тестирования. Участники получат возможность бесплатно оценить свою идею.

Механизм оценки Proved базируется на алгоритме, основанном на пяти непрямых вопросах о стартапе или идее (например: «Слышали ли вы о чём-то подобном?», «Какова вероятность того, что вы расскажете об этом своим друзьям и семье?»). «Наш алгоритм не с потолка взялся, у нас есть нормативная база из 1 228 идей, которые мы уже протестировали: преимущественно мобильные сервисы и приложения», — объясняет Ломизов.

Вопросы задаются целевой аудитории, для получения результата в опросе должны принять участие сто человек. Это могут быть друзья и знакомые авторов идеи (Proved предоставляет ссылку для интеграции в социальные сети и функционал для рассылки по списку e-mail-адресов) или купленная «одной кнопкой» у Proved аудитория. Также есть возможность получить более глубокую аналитику.

Если у предпринимателя есть на ком тестировать идею, инструментарий и базовая аналитика будут бесплатными, стоимость расширенной аналитики — $9,90 за одну идею или подписка $14,90 в месяц за бесконечное количество идей. Стоимость оценки идеи «одной кнопкой» с покупкой аудитории и со всеми расширенными возможностями составит $249. «Наша амбиция — стать „золотым стандартом“, оценкой по умолчанию, с которой любой стартапер приходит в инкубатор или к инвесторам», — говорит Ломизов.

По данным исследования GEM, 8% взрослого населения США ежегодно открывают бизнес, 3% разоряются, то есть 15 млн человек ежегодно открывают новые компании, 2 млн из них  технологические стартапы. При этом жизненный цикл стартапа составляет три-четыре года, после закрытия их создатели начинают новые проекты. Рынок оценки идей в Bojole оценивают в «несколько сотен миллионов долларов». При этом подобные услуги оказывают профессиональные рисёрчеры или DIY сервисы (прежде всего — SurveyMonkey).

Профессиональные решения достаточно дорогие, их цена — порядка $10 000, поэтому сами предприниматели очень редко ими пользуются, как правило, это делают инвесторы. DIY — это недорогой конструктор, он стоит примерно $20, но у стартапера могут возникнуть вопросы с его использованием. «Проблемы на каждом шагу. Какие вопросы задавать? Откуда брать людей, которые будут на них отвечать? И самое страшное — что означают полученные цифры? Скажем, 15% ответили, что готовы купить продукт. Что это значит? (Обычно — ничего, так как вопрос о намерении покупки очень плохо работает.) Мы решаем все эти проблемы: у нас нужно ввести только описание идеи, и если ты платишь $249, то на следующий день получаешь ясные результаты», — объясняет разницу Ломизов и надеется за ближайшие несколько лет заполучить существенную часть тестов, которые сейчас проходят через SurveyMonkey, и существенно увеличить количество тестов, которые заказываются инвесторами, инкубаторами и акселераторами.

Под проект на базе лондонского офиса Bojole создана британская компания, которая совпадает с Bojole по составу учредителей.